Исследовательская деятельность младших школьников




                          К открытию  научного  общества




Дадим детям возможность 
почувствовать себя властелинами
                  


Программа по НИР в начальной школе


Тринадцать заповедей исследователю











                       
                  





Вера, Надежда, Любовь - христианские добродетели


Деревенька родная моя

 

Дом, где зажигаются сердца!


Пожарные земли нытвенской


"Сказка о рыбаке и рыбке" А.С Пушкина и ее предшественники


Школьная форма


ВАЗ


Второй хлеб



Жилье человека в разные времена


Роль бочки


Шоколад: польза или вред?








Обучение исследовательской и проектной деятельности
 учащихся начальных классов

МОУ Гимназия  г. Нытва
Пояснительная  записка
   В процессе реформирования системы образовании в течение последних лет всё более и более распространяются инновационные подходы к обучению.
   Это требует от школы:
          – формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, ориентироваться в информационном пространстве;
          – создание условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся.
   Учёба должна стать более увлекательной и интересной; ориентировать учащихся на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретение личностного опыта в ходе творческого исследовательского процесса.
Педагогической технологией, реализующей данные задачи, является проектная и исследовательская деятельность учащихся.
      Новизна и актуальность программы «Обучение исследовательской и проектной деятельности учащихся начальных классов» обусловлена тем, что в настоящее время назрела необходимость вовлечения младших школьников в проектную и исследовательскую деятельность с целью развития творческих, интеллектуальных способностей, формирования высокой познавательной активности.
   Актуальность программы заключается в том, что учащиеся имеют возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Возникает необходимость  на определённом уровне познакомить учеников  с проектной и исследовательской деятельностью, вырабатывая у них элементарные  знания и навыки.
    Программа предусматривает теоретические и практические занятия, индивидуальные и групповые виды деятельности.
Цели и задачи реализации данной программы
     Цели программы:
  –  формирование  у  учащихся умения проектной и исследовательской работы;
  –  повышение мотивации к учению;
  –  содействие развитию  личности ученика, помощь в самоопределении;
  –  расширение кругозора учащихся.
     Задачи программы:
1.     Обучающие:
     Познакомить
·        с различными методами исследования;
·        научить определять цель и формулировать проблему исследования, выбирать конкретные методы, необходимые для проведения собственного исследования;
·        познакомить с различными формами организации исследовательской работы;
·        научить умению работать с первоисточниками;
·        грамотно и логически излагать собранный материал;
·        привить навыки публичного выступления.
2.           Развивающие:
·        развить способности к аналитическому мышлению, сравнению, обобщению;
·        развить способности и задатки ребёнка, направленные на раскрытие познавательного интереса к исследовательской работе.
3.           Воспитывающие:
·        интерес к исследовательской работе;
·        любознательность;
·        творческую активность  ребёнка.
Возраст.  Накопленный опыт в организации исследовательской работы в гимназии показал,  что целесообразно изучать данный курс с 3 класса.
Сроки реализации.  1 год.
Форма занятий. Занятия представляют собой  классно-урочную систему с  элементами теоретических и практических занятий.
Ожидаемые результаты изучения учебного курса  «Обучение исследовательской и проектной деятельности учащихся начальных классов»:
 приобретение навыков исследовательской работы;
–  выявление творческих способностей учащихся.
Формы подведения итогов реализации программы.
·   Мини-проект или письменный отчёт исследовательского характера, презентация по теме;
·  выставка творческих работ;
·  публичная защита;
·  гимназическая научно-практическая конференция;
·  выступление на районной конференции.
·  Вступление учащихся в НОУ. Вручение свидетельств.

Учебно-тематический план
              
Раздел, тема
Форма
занятия
К-во часов
всего
теория
практика
1.

2.

3.

4.

5.

6.



7-8.


9-10

11-12


13.
14.

15-16







17.






18-19.



20-21.

22.

27.

28-29

30-31

32.


33-34.
Вводное занятие. Что такое проект, исследование.
Игровой тренинг. «Юный исследователь».
Структура исследовательской работы.
Правила работы юного исследователя
Возможные направления исследований
Типология проектов

Подготовительный этап работы над проектом
Развитие умений выдвигать гипотезы

Развитие умений задавать вопросы
Развитие умений давать
определения  понятиям. Приемы определения  понятий.
Классификация понятий
Учимся наблюдать

Работа с научной и справочной литературой. Приемы и методы.
Проектировочный этап работы над проектом. Учимся проектировать и исследовать
Рассмотрение темы, утверждение плана  выбранных объектов
Практический этап работы над проектом
Методическая консультация.
Корректировка черновых  проектов
Индивидуальные консультации
Защита подготовленных проектов
Создание презентаций
Защита презентаций

Индивидуальные консультации.
Участие в работе гимназической научно-практической конференции
Рефлексия
Подведение итогов.
Выставка работ.
Вручение свидетельств  членов НОУ
лекция-беседа
презентация


лекция-беседа
презентация

презентация

презентация
презентация



презентация


презентация


презентация

презентация
практическая работа
беседа
презентация






творческая мастерская





мастерская слова


исследовательская лаборатория
исследовательская лаборатория
электронная лаборатория
электронная мастерская
творческая мастерская

беседа
праздник
1

1


1
1

1

1



2


2


2

1
1

2







1







2


2

1

1

2


2
1


1
1




1
0,5

0,5
0,5




1


1


1

0,5


1


1



0,5

0,5
     0,5




1


1


1

0,5
1

1







1







2


2

1

1

2


2
1



1

Участие в районной научно-практической конференции младших школьников



      

Методическое обеспечение
   Реализация данной программы предполагает использование  проведения занятий, конкурсов, индивидуальной проектной работы.
   Работа  по данной проблеме позволит представить обобщённый материал для организации дальнейшей исследовательской деятельности младших
школьников.
7. Список литературы
Литература для учителя
Русский язык в школе,  2008 г., № 7
Интернет-ресурсы
Савенков А.И.. Маленький исследователь. Коллективное творчество    младших школьников. – М: Академия Развития, 2004
Савенков А.И. Маленький исследователь. Развитие  творческого мышления младших школьников.–М: Академия Развития, 2004
Шумакова Н.Б. Одарённый ребёнок: особенности обучения. – М: Просвещение, 2006.
Литература для школьников
Печатные материалы по программе







5 комментариев:

  1. Замечательно, Галина Ивановна! Удачи юным исследователям, а Вам здоровья и творческих успехов!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо! Интересный материал! Молодцы какие деточки!

    ОтветитьУдалить
  3. Исследовательская работа - это огромный труд и ученика, и учителя, и родителей. Спасибо за ваш труд!

    ОтветитьУдалить
  4. Какая огромная работа выполнена! Спасибо, Галина Ивановна!

    ОтветитьУдалить