Русская словесность - неотъемлемая часть часть отечественной и мировой культуры

Русская словесность - неотьемлемая часть отечественной и мировой культуры



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА
к курсу
«РУССКАЯ  СЛОВЕСНОСТЬ – НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МИРОВОЙ  КУЛЬТУРЫ»

  Авторизованная программа составлена на основе авторских программ Гимназии  «Эллада» во имя святых Кирилла и Мефодия г. Москвы по курсам «Теория и история русского языка», «Древнерусская литература». Автор-составитель: к.ф.н. Кравцова М.Ю., зам. директора по УВР, учитель словесности Гимназии «Эллада» во имя святых Кирилла и Мефодия, методист МЛ РЯиЛ МИООО, доц.  кафедры новых технологий гуманитарного  образования ФДО Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Духовно-нравственное содержание, обращение к истокам отечественной словесности, истории отражают традиции и инновации в образовании. Программы прошли апробацию, успешно преподаются в школах и вузах города Москвы и РФ.
   Во многих школах  страны школьники изучают мировую художественную культуру.  Но «как мало времени уделяется в школе на изучение древнерусской культуры, – отмечал Д.С. Лихачев. – Из-за недостаточного знакомства с русской культурой среди молодежи распространено мнение, что все русское неинтересно, вторично, заимствовано, поверхностно».
Еще древние греки говорили: «Нет будущего без знания прошлого». Нельзя достаточно хорошо знать русский язык и русскую литературу, не зная их истории и развития. Нельзя достаточно хорошо знать историю нашей страны, историю нас самих, ее граждан, не зная православной традиции, благодаря которой создавалось наше государство и наша культура.
Предлагаемая программа «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ – НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ  ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВННОЙ КУЛЬТУРЫ», безусловно,  решает эти задачи и направлена на углубление знаний учащихся  по отечественной истории, литературе и русскому языку.  Программа рассчитана на 2 года:
      1-й год  –   «История русского языка» для учащихся 5 классов, 34 часа;
      2-й  год   –  «Древнерусская литература» для учащихся 6 классов, 34 часа.



Рабочая программа по МХК
учитель Г.И. Азанова
5  класс
 2010 – 2011 учебный год

  Пояснительная записка

      Данная программа выполнена в русле приоритетного изучения  предметов историко-культурологической направленности. Требование модернизации образования на современном этапе выдвигает перед  педагогическими коллективами задачу более глубокого изучения истории и культуры своей родины  с учетом последних достижений педагогической и методической науки.
      Новизна и актуальность программы «История русского языка» обусловлена тем, что в настоящее время назрела необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа, с духовными истоками родного языка как основного инструмента образования.  Из-за непонимания исторического происхождения, значения и символического смысла большинства словесных образов  осложняется восприятие школьниками поэтического языка.
Зачастую учащиеся не знают таких элементарных сведений: почему наша азбука называется кириллицей, кто такие славяне, из какого языка произошел русский язык; общности славянских языков.
      Программа предполагает осуществление межпредметных связей, интегрирование славянского языка с русским языком, литературой, историей, ИЗО и др. предметами.
     Актуальность программы заключается   в том, что в настоящее время  она не входит в курс предметов, изучаемых в школе,  хотя  многие учебники и учебно-дидактические пособия  нередко помещают на своих страницах материалы из истории русского языка. Возникает необходимость на определенном уровне познакомить учеников с различными азбуками и особенностями графики, вырабатывая у них элементарные навыки чтения древних текстов.
     Программа предусматривает теоретические и практические занятия, индивидуальные и групповые виды деятельности.
Цели и задачи реализации данной программы
        Цель программы:
        Формирование духовно-нравственных ценностей школьника через приобщение  к истории родного языка, духовным истокам русской культуры.
        Задачи программы:
Обучающие:
Познакомить 
·        с историей создания славянской письменности,  буквенным и звуковым составом, имясловом славянской  азбуки;
·        просветительской деятельностью Кирилла и Мефодия, определить значение их вклада в просвещение славянских народов;
Учить понимать
·        древнеславянские тексты,
·        понимать прочитанное, постигать их духовный смысл.
       Развивающие:
Привить навыки
·        «печатать» славянские буквы;
·        находить в современной лексике приметы старинных слов;
·        уметь составлять семантические гнёзда;
·        подбирать межъязыковые соответствия.
Развить способности и задатки ребёнка,
        направленные на раскрытие познавательного интереса к  истории   своего Отечества,  истории родного языка.
Обогатить словарный запас учащихся.
Сформировать общую и языковую культуру личности.
       Воспитывающие:
Воспитать
·        внимательное и бережное отношение к слову;
·        художественно-эстетический вкус через вырисовывание буквиц,  знакомство с различными видами орнамента;
·        интерес к исследованию памятников письменности;
·        любознательность;
·        творческую активность ребёнка.
Сформировать
·        положительные качества ребёнка, основанные на духовных истоках славянского языка (любовь к слову, патриотические чувства).

   Возраст. Участие детей в изучении истории русского языка предполагает знакомство с алфавитами современных иностранных языков, «встречи» с  образцами древнего письма. Поэтому целесообразно изучать данный курс в период наибольшего накопления учебной информации, проявления  познавательного интереса, т.е. с 5 класса.
   Сроки реализации. Продолжительность образовательного процесса, учитывая его практическую направленность, разнообразие материала  в течение 2 учебных лет.
   Форма занятий. Занятия  представляют собой классно-урочную форму с элементами практических и семинарских занятий.
   Ожидаемые результаты изучения  учебного курса «История русского языка»:
·         знание и умение писать  кириллицей;
·         приобретение начального навыка чтения образцов древних книг или их фрагментов;
·         сохранение подлинной языковой культуры, воспитание бережного отношения к истории языка и культуре;
·         формирование у детей образного лингвистического и исторического мышления; 
·         развитие межпредметных связей учебных курсов,   содержание которых  позволяет решать задачи духовно-нравственного воспитания школьников;
·         развитие эстетического чувства школьников на основе традиционных элементов культуры.
Формы подведения итогов реализации программы.
·         Проведение  в конце учебного года Праздника Славянской Письменности и Культуры.
·         Организация выставок,  подготовка конкурсов, викторин.      
·         Обучаясь по данной программе, учащиеся получают знания и приобретают навыки, необходимые для участия в олимпиадах, марафонах знаний,  учебно-исследовательских конференциях.
Методическое обеспечение 
Реализация данной программы предполагает использование традиционной классно-урочной формы проведения занятий,  конкурсов, индивидуальной проектной работы.
Оформление стенда «Откуда есть пошла славянская письменность», наличие литературы, создание презентаций, в качестве дидактического материала использование образцов древней письменности, карточки, образцы древних текстов, тесты позволят проводить занятия  на высоком уровне.
                      Список литературы
Литература для учителя
  1. Врата учености: сборник интегрированных уроков по  церковнославянскому языку. М.2006
  2. Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое, настоящее, будущее.
  3. Зайцева О.Н.  Уроки истории русского языка. Методическое пособие для учителя. 8         класс. М. 2005
  4. Зайцева О.Н.  Уроки истории русского языка. Методическое пособие для  учителя. 9 класс. М. 2005
  5. Истрин  В.А. 1100 лет славянской азбуке. М., 1998.
  6. Камчатнов А.М. История русского литературного языка. ХI – первая половина  ХIХ века М. 2005.
  7. Миронова Т.Л Грамматика древнерусского языка для детей. М., 1994.
  8. Троицкий В.Ю. Духовность слова. М. 2001.
  9. Шишков А.С. Славянорусский корнеслов.  С.-Пб.2005.
  10. Церковнославянский язык: преломление традиций в современной  культуре. М. 2006.
Литература для учащихся
  1. Львова С.И. За страницами школьного учебника. 5 класс. М.1998
  2. Львова С.И. За страницами школьного учебника. 6 класс. М.2002
  3. Миронова Т.Л. «Необычайное путешествие в Древнюю Русь» М. 1994.
                                                   Происхождение слов. М., 2000
  1. Саблина Н.П. Буквица славянская. СПб. 2000.
  2. Саблина Н.П. Слова под титлами. СПб. 2001.
  3. Шанский Н.М., Боброва Т.А.. Школьный этимологический словарь русского языка. 
  4. Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. М. 2000.
        Тематическое планирование
    «История русского языка»
      5 класс

№№
Тема модуля
Кол-во часов
Элементы содержания
Вид контроля, измерители
Оборудование, наглядность
Дата проведения
план
факт
1-2
Откуда есть пошла славянская  письменность.  Глаголица и кириллица.

2
Сказание о начале славянской письменности. Братья Кирилл  и Мефодий  – создатели  славянской
азбуки. Две азбуки славянского письма: глаголица и кириллица.  
Славянский язык – священный язык предков, благотворная основа и фундамент культуры русского языка.
Праславянский язык.

беседа
кроссворд
презентация


3-4
Загадки истории.  Связь с другими  алфавитами.

2
Загадки истории. Буквенное письмо как наиболее приемлемый способ передачи
письменной речи. 
Роль славянского языка в объединении славян, необходимость сохранения славянского языка для потомков.
«Древо индоевропейских языков»





Создание рисунка
«Древо индоевропейских языков»
презентация


5
Святые Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки.
    1
Святые Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки. Жизнь. Подвиг. Роль в  создании азбуки.

кроссворд
тест
презентация


6
Первые книги на Руси. (Путешествие в Древнюю Русь).


1
Книги – это «реки, напояющие вселенную, источники мудрости», рукописная книга Древней Руси (Евангелие, Псалтирь, летописи, жития святых, поучения, повести), книгописцы и их работа (Нестор Летописец), материалы для письма (пергамен, берестяные грамоты, надписи на камне), орудия письма, украшения в рукописях (миниатюры, заставки, вязь, буквицы (инициалы), концовки), центры учёности на Руси, «книгохранительные палаты», возникновение книгопечатания, первопечатник Иван Фёдоров.


Презентация с иллюстрациями старинных книг,
 книги для раскрашивания буквиц, книги «Необычайное путешествие в Древнюю Русь» и т.д.



7
Особенности славянской азбуки: красота, дух и буква.

1
Красота славянской азбуки. Дух и буква.
 Славянская азбука. Буквы и звуки.
Церковнославянский алфавит. Буквы, сходные с русскими, буквы, несходные с русскими, буквы, не находящиеся в русской азбуке, гражданский алфавит петровской эпохи, реформа орфографии 1917 года. Уставное письмо.

творческая лаборатория
презентация
алфавиты, кальки
наиболее сложных начертаний букв


8
Славянская азбука. Буквы и звуки. Пословицы и поговорки об азбуке.

1
Славянская азбука. Буквы и звуки.
Пословицы и поговорки об азбуке.

Создание альбома
«Пословицы и поговорки об азбуке»



9
Имяслов славянской азбуки.
Буквы «азъ», «буки», «веди»,  «глаголь»,  «есть». Начертание и этимология названий букв.

1
Имяслов азбуки, этимология названий букв, красота и одухотворённость букв, множество смыслов имени слова «земля»,  «живете», «покой», «слово»; дух народа,   пробуждение человека к действию, к размышлению; кириллица – краткий учебник грамматики (есть буквы – им. сущ., прил., глаг., мест., нареч., служ. ч. речи).

исследование



10
«И ляжет на душу добро».
1
Урок-исследование
творческая лаборатория
презентация


11
 Буквы «живете», «зело», «земля»,  «иже»,  «и», «како», «люди», «мыслете». Начертание и этимология названий букв.

1
Имяслов азбуки, этимология названий букв, красота и одухотворённость букв,  смысл имени
исследование
презентация


12
Буквы «нашъ», «онъ», «покой», «рцы», «слово», «твердо»,
этимология названий букв.

1
Имяслов, этимология названий букв, красота и одухотворённость букв, множество смыслов имени

презентация


13
Употребление букв «ер» и «ерь». Буквы «укъ», «фертъ», «херъ», «отъ», «цы», «червь».
1
Имяслов азбуки, этимология названий букв, красота и одухотворённость букв, смысл имени

презентация


14
Повторение
изученного материала
1
История письменности.
Славянскакая азбука.
создание проекта
«История письменности»
защита проектов



15-16
Буквица славянская как художество.
2
Труд книгописца, символическое изображение буквиц, виды орнамента или образцы инициалов (каллиграфический, геометрический, плетёный, растительный, зооморфный, антропоморфный, сюжетный), византийский и русский орнаменты.

творческая лаборатория
рисование собственного варианта
защита
создание альбома
презентация
кальки буквиц


17
Изображение славянских чисел.
Буквенная цифирь

1
Происхождение кириллической цифири, обозначение цифр в церковных книгах, разряды буквенной цифири: буквы, обозначающие единицы и числа второго десятка, десятки, произнесение славянских чисел;

запись чисел по- церковнославянски, решение примеров
в буквенной цифири, составление задач в стихотворной форме
презентация
таблица «Цифирь», раздаточный материал



18
 Буквенная цифирь. Сотни и тысячи. Особо большие числа.


1
Буквы, обозначающие сотни и тысячи, употребление буквенной цифири до Петровского времени, составление церковных чисел (двухзначные, трёхзначные и более крупные числа), названия месяцев по-славянски.


написание автобиографии с использованием цифири
расшифровка исторических дат
презентация
таблица «Цифирь», раздаточный материал



19
Титла – особые знаки-символы
1
Узорное надстрочье. Виды титл: простые и буквенные, слова под титлами.


составление словарика слов под титлами чтение и расшифровка слов под титлами
презентация таблица «Слова под титлами»


20
Употребление и написание надстрочных знаков. Виды ударения.

1
Знакомство с надстрочными знаками
творческая лаборатория
таблица «Виды ударения»
раздаточный материал


21-22
Из истории знаков препинания
2
Строчные знаки (малая точка, запятая, двоеточие, удивительная, вместительная, вопросительная), сравнение написания славянских и современных русских знаков препинания, функции строчных знаков в церковных текстах, история происхождения некоторых знаков препинания.
практикум
презентация
раздаточный материал


23
Роль славянизмов
в русском  литературном
языке.

1
Понятие о высоком литературном стиле, роль славянизмов в современном русском языке, характерные фонетические черты славянизмов и русизмов, полногласие и неполногласие; славянские слова, обозначающие состав человека (черты лица и части тела). Сравнительный анализ особенностей славянизмов и русизмов, подбор примеров, межъязыковых соответствий.
творческая лаборатория
работа с толковым словарем
оформление карточек-рисунков с чертами лица и их подпись
презентация


24
Современные приметы старинных слов.

1
Познакомить учащихся с приметами, по которым определяются старинные слова.
Урок-исследование
презентация


25
Правила орфографии, связанные с полногласием.
1
Правописание корневых сочетаний –оро-,
-оло-, -ере-, -еле-.
практикум
презентация


26
Правила орфографии, связанные с историей Э.
1
Правила орфографии, связанные с историей  носовых гласных. История Э. Происхождение Э. Утрата Э.
Творческая лаборатория
презентация


27
Правила орфографии, связанные с историей языка.
1
Правописание непроизносимых согласных в корне слов и согласных, подвергшихся оглушению на конце слова, путем постановки  их в сильную позицию в однокоренных словах. Происхождение шипящих и Ц. Чередования согласных, связанные со смягчением в праславянскую эпоху.
практикум
презентация


28
Правила орфографии, связанные со
словообразовани-
ем
1
Правила орфографии, связанные со
Словообразованием: правописание приставок, суффиксов, флексий слова. Словообразовательные словари морфем, морфемные словари, гнездовые словари.
практикум
презентация
словари


29
Лексика.
1
Лексикология как раздел науки о языке, изучающий содержание слова, его значение.
Состав лексики современного русского языка с точки зрения происхождения.
практикум
презентация


30
Фразеология
1
Фразеологизмы, их происхождение
творческая
лаборатория
Защита слайд-шоу, рисунков
презентация



31-33
Некоторые грамматические
формы именных частей речи.
3
Показать грамматические формы имени существительного, глагола, прилагательного
творческая лаборатория
презентация
раздаточный материал


34
Праздник
Славянской
письменности и культуры.

1







ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
для учащихся 6 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Древнерусские книжные памятники практически до недавнего времени не изучались в школе. Оказался утраченным целый пласт нашей духовной культуры, на почве которой стал возможен расцвет золотого и появление серебряного века русской культуры. Поскольку в новых образовательных стандартах акценты делаются на духовно-нравственном развитии личности обучающегося.
  Цель курса – усвоение учащимися фактов истории русской словесности от ее зарождения до настоящего времени. Синхронизация изучения древнерусской литературы с историей России будет способствовать более полному изучению не только предметов словесности, но и предметов  исторического цикла, что поможет учащимся представить жизнь народа в летописной динамике самобытной жизни.
Задачи:
1.            Сформировать представление о литературе как виде искусства и объективной художественной реальности.
   2.            Дать представление о художественном мире древнерусского литературного произведения, имеющем закономерности развития мировой литературы.
3.                Показать специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа, определить становление и специфику восточнохристианской письменности, преемственность литературных эпох;
4.            Определить национальное своеобразие и мировое значение древнерусской литературы.
  5.            Воспитать средствами древнерусской литературы духовно-развитую личность, готовую к самопознанию и самоусовершенствованию, способную к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести, справедливости, патриотизма и гражданского долга; сформировать гуманистическое мировоззрение и национальное самосознание.
 6.            Развить интерес к отечественной литературе; умение рассматривать русскую литературу в широком историко-культурном контексте.

БИБЛИОГРАФИЯ
Учебные пособия
1.Охотникова В.И. Древнерусская литература. Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Под ред. О.В.Творогова. Рекомендовано Минобразования РФ. М.: «Просвещение», 2002.
Литература для учителя
2.Адрианова-Перетц В.П. Очерки поэтического стиля Древней Руси.-М.,Л: Издательство АН СССР, 1947.
3. Гудзий Н.К. История древней русской литературы.-ММ.:1950.
4. История русской литературы: В 4-х т.- Л., 1980, т.1
5. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчеств. 2-е изд. М., 1983.
6.Левшун Л.В. История восточнославянского книжного слова ХIVII вв. Минск: Эконопресс, 2001. Кусков В.В. История древнерусской литературы., М., 1989.
7. Лихачев Д.С. Великое наследие. – М.: Современник, 1979.- С.5-32, 163-240, 258-292, 41—411.
8. Лихачев Д.С. История русской литературы Х-ХVII веков. М., 1985.
9. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М.: Наука, 1979.– 360 с.
10. Лихачев Д.С. Избранные работы: в 3 т.- Т.3. – Л.: Художественная литература, 1987. – С.3-26.
11. Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. – Л.: Наука, 1986,- С.259-317.
Интернет-ресурсы
1.   Дьяченко Г. Полный Церковно-славянский словарь Дьяченко Г. Полный Церковно-славянский словарь "http://www.slavdict.narod.ru/" http://www.slavdict. narod.ru/
2.   Житие святого равноапостольного Константина Философа, "http://www.hro-tov.info/history/09/3/flor_02.htm"http://www.krotov.info/history/09/3/nor_02.htm
3.   Житие святого Мефодия, архиепископа моравского - "http://www.krotov.info/ history/09/3/flor__04.htm"http://www.krotov.info/history/09/3/flor_04.htm
4. Манускрипт. Собрание древних славянских рукописей, "http://mns.udsu.ru/" http://mns.udsu.ru/
5.   Рукописные памятники Древней Руси. - "http://gramoty.ru/" http://gramoty.ru/
6.   Св.Климент Охридский. Похвала святому Кириллу Философу,- "http://www. pravoslavieto.com/life/02.14_sv_Kiril_Slavjanobulgarski.htm#2" http://www.pravo-slavieto.com/life/02.14_sv_Kiril_Slavjanobulgarski.htm#2
7.   Св. Методий Славянобългарски. - "http://www.pravoslavieto.com/life/04.06_sv_ Metodij_Slavjanobulgarski.htm" http://www.pravoslavieto.com/Iife/04.06_sv_Meto-dij_Slavjanobulgarski.htm
8.   Собрание древних рукописей Троице-Сергиевой Лавры "http://8. www.stsl. ru/manuscripts/index.php" http://www.stsl.ru/manuscripts/index.php
9.   Учебники, тексты, словари по старославянскому, древнерусскому и церковнославянским языкам "http://ksana-k.narod.ru/book.htm" http://ksana-k. narod .ru/book. htm
10. Флоря Б.Н. Сказания о начале славянской письменности.- "http://www.krotov.
info/history/09/3/flor_00.htm" http://www.krotov.info/history /09/3/fior_00.htm

    
ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ
«Древнерусская литература»,
6 класс

№№
Тема модуля
Кол-во часов
Элементы содержания
Вид контроля, измерители
Оборудование, наглядность
Дата проведения
план
факт
1
Происхождение письменности у славян

1
   Первобытное письмо у славян. Фольклор.
   Возникновение буквенного письма.   Кирилл и
   Мефодий – создатели    славянской
   письменности. Церковнославянский и
   древнерусский языки  – литературные    языки
   Древней Руси.

беседа
кроссворд
презентация


2
Литература Древней Руси

1
Хронологические и географические границы.
Литература Древней  Руси – литература средневекового типа.
 Утверждение нравственных идеалов.
Жанровое многообразие  (летопись,  хождение,
слово,  житие, поучение). Неавторский характер.
 Периодизация древнерусской  литературы.



беседа,
составление таблицы
презентация


3
Литература Киевской Руси.
«Повесть временных лет»

1
Золотой век древнерусской литературы.
Древнехристианская книжность Киевской Руси.
 «Повесть временных лет»
 древнейший общерусский летописный свод.


знакомство с текстом,
анализ
презентация


4
«Слово о законе и благодати»
1
«Слово о законе и благодати»  – выдающийся
 Памятник  раннесредневекового
торжественного  красноречия. Жанр проповеди.
 История «Слова  о законе и благодати». Идея
 приобщения Руси к  христианскому миру.

знакомство с текстом,
анализ,
пересказ
       презентация


5
«Поучение Владимира Мономаха».
1
«Поучение Владимира Мономаха». Особенности
 композиции. Историческая личность и характер
 ее изображения. Жанровое своеобразие
 Литературный этикет в языке и стиле.

творческая работа
презентация


6
«Хождение Игумена Даниила»
1
 Жанр  хождения. Творческий метод жанра.
 Изображение 
Святой земли.

знакомство с текстом,
анализ
презентация



Литература
периода феодальной раздробленности  ХIIIV веков.

     2
Серебряный век  
древнерусской  
 литературы.
«Слово о полку Игореве». История открытия.
Историческая 
основа. Сравнение с
летописными 
повестями. Сюжет и
композиция.  
Фольклорные 
элементы, жанровое
 своеобразие, стиль. 
Образная система
памятника: 
изображение 
княжей, природы,
образ   Баяна.  
Жанровое
 своеобразие. Связь 
со  средневековым 
эпосом. Мировое 
значение
 «Слова».


чтение,
беседа, сравнительный анализ,
тест

презентация
прослушивание отрывков из оперы «Слово о полку Игореве», иллюстрации к произведению


7
«Моление Даниила Заточника»
1
Особенности стиля: афористичность речи. Книжные и устно-поэтические традиции. Единство смеха и плача. Тема страданий «заточенного» мудреца. Традиции «заточной» литературы.


работа с текстом

презентация



8
«Повесть о битве на реке Калке». «Повесть о разорении Рязани Батыем».

1
Медный век древнерусской литературы.
Сжатое и лаконичное изображение –  особенность стиля монументального историзма в трагический век русской истории. Тема героизма и объединения в борьбе с врагом.
Композиция, жанровое своеобразие. Образ Евпатия Коловрата. Тема «единой смертной чаши».


наблюдения
по тексту



творческая работа
    
       презентация


9
«Слово о погибели Русской земли»
1
Гражданский и патриотический пафос.
работа с текстом
презентация


10
«Житие Александра Невского».
1
 Традиции агиографии в воинской повести. Эмоциональность и лаконизм стиля.

Тест
творческая работа
презентация





11



«Задонщина»




1
Литература периода объединения русских земель и образования
русского централизованного государства
«Задонщина» – поэтическая повесть о Куликовской битве, прославление победы объединенных вокруг Москвы русских сил.




тест



презентация


12

«Сказание о Мамаевом побоище».
1
Слияние книжной риторики и изобразительных средств народного эпоса.

чтение
анализ
составление таблицы
презентация


13-14
Творчество Епифания Премудрого.
2
 «Житие Сергия Радонежского».
 «Житие Стефана Пермского».

рассказ
учащихся
презентация


15
«Повесть о взятии Царьграда».
1
Элементы Возрождения в русской литературе.
 Литература  ХVII  века. Повести о «Смутном времени». Литература допетровского времени. Никоновская реформа и раскол.
Традиции древнерусской литературы в последующем развитии русской литературы.




составление
схемы
тест



презентация


16
«Хождение за три моря»
 Афанасия Никитина.
1
Стилевое своеобразие и черты традиционного хождения и путевых заметок.  Описание Индии. Крушение мечты о святой земле рахманов и земном рае. Веротерпимость и широта души русского человека.

составление
схемы путешествия
пишем путевые заметки


презентация


17
«Повесть о Петре и Февронии».
1
Стилевое и жанровое своеобразие. Сюжеты русского фольклора. Воплощение темы идеального брачного союза.

творческая работа
презентация


18
«Повесть о новгородском белом  клобуке». «Повесть о псковском взятии».

1
Знакомство с текстами.
кроссворд
презентация


19-22
«Великие Четьи-Минеи»
3
Литература ХVI  века.
«Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария.  «Степенная книга».
 «Домострой».

анализ
тест
презентация


23-24
Повести о «Смутном времени»
2
Литература  ХVII  века. Повести о «Смутном времени». Литература допетровского времени. Никоновская реформа и раскол.

     пересказ
презентация


25-26
Традиции древнерусской литературы в развитии русской литературы.

2
Традиции древнерусской литературы в последующем развитии русской литературы.

наблюдения
кроссворд
презентация


27-32
Национальная  самобытность русской литературы.
6
Обобщение
создаем проекты
презентация


33-34
День славянской культуры и письменности
2
«Что мы узнали о древнерусской литературе»
защита проектов
презентация



РЕЦЕНЗИЯ
на программы по дополнительному образованию
«История русского языка» и «Древнерусская литература»

Автор-составитель – Галина Ивановна Азанова, учитель русского языка
 МОУ Гимназия г. Нытва


Рабочие программы по Мировой художественной культуре, неотъемлемой частью которой являются «История русского языка» и «Древнерусская литература», разработанные Заслуженным учителем  РФ Г.И. Азановой  для 5-6 классов, состоят из следующих разделов:
         пояснительная записка, в которой дано обоснование актуальности и новизны материала, особенностей его историко-культурной направленности; указание целей и задач реализации программ, сроков реализации, представлены формы занятий и ожидаемые результаты.
         тематический план в форме сетки, включающий в себя такие разделы, как тематические модули, элементы содержания, виды контроля, измерители, оборудование, наглядность, дату и проведение;
          методическое обеспечение;
         список литературы, рекомендуемой для учителя и для учащихся.
В целом программы выполнены в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития гражданина России, федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения, предполагающими в качестве приоритетного направления образования и воспитания духовно-нравственные ценности личности. Программы   актуальны и интересны по своему содержанию. Ценность их также определяется насущными потребностями современного образования в развитии каждого ученика как языковой личности, способной решать современные коммуникативные задачи, владеющей современными общекультурными компетенциями,  приобщенной к духовной культуре своего народа.
Программы следует рекомендовать для реализации в учебном процессе предпрофильного и профильного образования. Кроме того, они окажут существенную помощь в проведении элективных курсов как опытным, так и начинающим свою деятельность педагогам.


Шестакова С.М., специалист по среднему образованию
Отдела религиозного образования и катехизации
Русской Православной Церкви, кандидат философских наук

7.11.2010

   



Комментариев нет:

Отправить комментарий