Русская словесность - неотьемлемая часть отечественной и мировой культуры
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к курсу
«РУССКАЯ
СЛОВЕСНОСТЬ – НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ»
Авторизованная программа составлена на основе
авторских программ Гимназии «Эллада» во
имя святых Кирилла и Мефодия г. Москвы по курсам «Теория и история русского
языка», «Древнерусская литература». Автор-составитель: к.ф.н. Кравцова М.Ю.,
зам. директора по УВР, учитель словесности Гимназии «Эллада» во имя святых
Кирилла и Мефодия, методист МЛ РЯиЛ МИООО, доц.
кафедры новых технологий гуманитарного образования ФДО Православного
Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Духовно-нравственное содержание,
обращение к истокам отечественной словесности, истории отражают традиции и
инновации в образовании. Программы прошли апробацию, успешно преподаются в
школах и вузах города Москвы и РФ.
Во
многих школах страны школьники изучают
мировую художественную культуру. Но «как
мало времени уделяется в школе на изучение древнерусской культуры, – отмечал
Д.С. Лихачев. – Из-за недостаточного знакомства с русской культурой среди
молодежи распространено мнение, что все русское неинтересно, вторично,
заимствовано, поверхностно».
Еще древние греки говорили: «Нет будущего
без знания прошлого». Нельзя достаточно хорошо знать русский язык и русскую
литературу, не зная их истории и развития. Нельзя достаточно хорошо знать
историю нашей страны, историю нас самих, ее граждан, не зная православной
традиции, благодаря которой создавалось наше государство и наша культура.
Предлагаемая программа «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ – НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВННОЙ
КУЛЬТУРЫ», безусловно, решает эти задачи и
направлена на углубление знаний учащихся
по отечественной истории, литературе и русскому языку. Программа рассчитана на 2 года:
1-й год
– «История русского языка»
для учащихся 5 классов, 34 часа;
2-й
год – «Древнерусская
литература» для учащихся 6 классов, 34 часа.
Рабочая
программа по МХК
учитель Г.И.
Азанова
5 класс
2010 – 2011
учебный год
Пояснительная записка
Данная
программа выполнена в русле приоритетного изучения предметов историко-культурологической направленности. Требование модернизации
образования на современном этапе выдвигает перед педагогическими коллективами задачу более
глубокого изучения истории и культуры своей родины с учетом последних достижений педагогической
и методической науки.
Новизна и актуальность программы
«История русского языка» обусловлена тем, что в настоящее время назрела
необходимость восстановления утраченных связей современного человека с
культурой своего народа, с духовными истоками родного языка как основного
инструмента образования. Из-за
непонимания исторического происхождения, значения и символического смысла
большинства словесных образов осложняется
восприятие школьниками поэтического языка.
Зачастую учащиеся не знают таких элементарных
сведений: почему наша азбука называется кириллицей, кто такие славяне, из
какого языка произошел русский язык; общности славянских языков.
Программа предполагает осуществление межпредметных связей,
интегрирование славянского языка с русским языком, литературой, историей, ИЗО и
др. предметами.
Актуальность программы заключается
в том, что в настоящее время она
не входит в курс предметов, изучаемых в школе,
хотя многие учебники и
учебно-дидактические пособия нередко
помещают на своих страницах материалы из истории русского языка. Возникает
необходимость на определенном уровне познакомить учеников с различными азбуками
и особенностями графики, вырабатывая у них элементарные навыки чтения древних
текстов.
Программа
предусматривает теоретические и практические занятия, индивидуальные и
групповые виды деятельности.
Цели и задачи реализации данной программы
Цель
программы:
Формирование духовно-нравственных ценностей
школьника через приобщение к истории
родного языка, духовным истокам русской культуры.
Задачи программы:
Обучающие:
Познакомить
·
с историей
создания славянской письменности,
буквенным и звуковым составом, имясловом славянской азбуки;
·
просветительской
деятельностью Кирилла и Мефодия, определить значение их вклада в просвещение
славянских народов;
Учить
понимать
·
древнеславянские
тексты,
·
понимать
прочитанное, постигать их духовный смысл.
Развивающие:
Привить навыки
·
«печатать»
славянские буквы;
·
находить в
современной лексике приметы старинных слов;
·
уметь составлять
семантические гнёзда;
·
подбирать
межъязыковые соответствия.
Развить
способности и задатки ребёнка,
направленные на раскрытие познавательного интереса к истории
своего Отечества, истории родного
языка.
Обогатить
словарный запас учащихся.
Сформировать
общую и языковую культуру личности.
Воспитывающие:
Воспитать
·
внимательное и
бережное отношение к слову;
·
художественно-эстетический
вкус через вырисовывание буквиц,
знакомство с различными видами орнамента;
·
интерес к
исследованию памятников письменности;
·
любознательность;
·
творческую
активность ребёнка.
Сформировать
·
положительные
качества ребёнка, основанные на духовных истоках славянского языка (любовь к
слову, патриотические чувства).
Возраст.
Участие детей в изучении истории русского языка предполагает знакомство с
алфавитами современных иностранных языков, «встречи» с образцами древнего письма. Поэтому
целесообразно изучать данный курс в период наибольшего накопления учебной
информации, проявления познавательного
интереса, т.е. с 5 класса.
Сроки
реализации. Продолжительность образовательного процесса, учитывая его
практическую направленность, разнообразие материала в течение 2 учебных лет.
Форма занятий.
Занятия представляют собой
классно-урочную форму с элементами практических и семинарских занятий.
Ожидаемые результаты
изучения учебного курса «История
русского языка»:
·
знание
и умение писать кириллицей;
·
приобретение
начального навыка чтения образцов древних книг или их фрагментов;
·
сохранение
подлинной языковой культуры, воспитание бережного отношения к истории языка и
культуре;
·
формирование
у детей образного лингвистического и исторического мышления;
·
развитие
межпредметных связей учебных курсов,
содержание которых позволяет
решать задачи духовно-нравственного воспитания школьников;
·
развитие
эстетического чувства школьников на основе традиционных элементов культуры.
Формы подведения итогов реализации
программы.
·
Проведение в конце учебного года Праздника Славянской
Письменности и Культуры.
·
Организация
выставок, подготовка конкурсов,
викторин.
·
Обучаясь
по данной программе, учащиеся получают знания и приобретают навыки, необходимые
для участия в олимпиадах, марафонах знаний,
учебно-исследовательских конференциях.
Методическое обеспечение
Реализация данной программы предполагает использование традиционной
классно-урочной формы проведения занятий,
конкурсов, индивидуальной проектной работы.
Оформление стенда «Откуда есть пошла славянская письменность», наличие литературы, создание
презентаций, в качестве
дидактического материала использование образцов древней письменности, карточки,
образцы древних текстов, тесты позволят проводить занятия на высоком уровне.
Список литературы
Литература
для учителя
- Врата учености: сборник интегрированных уроков по церковнославянскому языку. М.2006
- Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое, настоящее, будущее.
- Зайцева О.Н. Уроки истории русского языка. Методическое пособие для учителя. 8 класс. М. 2005
- Зайцева О.Н. Уроки истории русского языка. Методическое пособие для учителя. 9 класс. М. 2005
- Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуке. М., 1998.
- Камчатнов А.М. История русского литературного языка. ХI – первая половина ХIХ века М. 2005.
- Миронова Т.Л Грамматика древнерусского языка для детей. М., 1994.
- Троицкий В.Ю. Духовность слова. М. 2001.
- Шишков А.С. Славянорусский корнеслов. С.-Пб.2005.
- Церковнославянский язык: преломление традиций в современной культуре. М. 2006.
Литература
для учащихся
- Львова С.И. За страницами школьного учебника. 5 класс. М.1998
- Львова С.И. За страницами школьного учебника. 6 класс. М.2002
- Миронова Т.Л. «Необычайное путешествие в Древнюю Русь» М. 1994.
Происхождение слов.
М., 2000
- Саблина Н.П. Буквица славянская. СПб. 2000.
- Саблина Н.П. Слова под титлами. СПб. 2001.
- Шанский Н.М., Боброва Т.А.. Школьный этимологический словарь русского языка.
- Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. М. 2000.
Тематическое планирование
«История русского языка»
5 класс
№№
|
Тема модуля
|
Кол-во часов
|
Элементы содержания
|
Вид контроля, измерители
|
Оборудование, наглядность
|
Дата проведения
|
|
план
|
факт
|
||||||
1-2
|
Откуда есть пошла славянская
письменность. Глаголица и
кириллица.
|
2
|
Сказание о начале славянской
письменности. Братья Кирилл и
Мефодий – создатели славянской
азбуки.
Две азбуки славянского письма: глаголица и кириллица.
Славянский язык – священный язык предков, благотворная
основа и фундамент культуры русского языка.
Праславянский язык.
|
беседа
кроссворд
|
презентация
|
||
3-4
|
Загадки истории. Связь с
другими алфавитами.
|
2
|
Загадки истории. Буквенное письмо как наиболее приемлемый
способ передачи
письменной речи.
Роль славянского языка в объединении славян, необходимость
сохранения славянского языка для потомков.
«Древо индоевропейских языков»
|
Создание рисунка
«Древо
индоевропейских языков»
|
презентация
|
||
5
|
Святые Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки.
|
1
|
Святые Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки.
Жизнь. Подвиг. Роль в создании азбуки.
|
кроссворд
тест
|
презентация
|
||
6
|
Первые книги на
Руси. (Путешествие в Древнюю Русь).
|
1
|
Книги – это «реки, напояющие
вселенную, источники мудрости», рукописная книга Древней Руси (Евангелие,
Псалтирь, летописи, жития святых, поучения, повести), книгописцы и их работа
(Нестор Летописец), материалы для письма (пергамен, берестяные грамоты,
надписи на камне), орудия письма, украшения в рукописях (миниатюры, заставки,
вязь, буквицы (инициалы), концовки), центры учёности на Руси,
«книгохранительные палаты», возникновение книгопечатания, первопечатник Иван
Фёдоров.
|
Презентация с иллюстрациями
старинных книг,
книги для раскрашивания буквиц, книги
«Необычайное путешествие в Древнюю Русь» и т.д.
|
|||
7
|
Особенности славянской азбуки: красота, дух и буква.
|
1
|
Красота славянской азбуки. Дух и
буква.
Славянская азбука. Буквы и звуки.
Церковнославянский алфавит. Буквы,
сходные с русскими, буквы, несходные с русскими, буквы, не находящиеся в
русской азбуке, гражданский алфавит петровской эпохи, реформа орфографии 1917
года. Уставное письмо.
|
творческая лаборатория
|
презентация
алфавиты, кальки
наиболее сложных начертаний букв
|
||
8
|
Славянская азбука. Буквы и звуки. Пословицы и поговорки об азбуке.
|
1
|
Славянская азбука. Буквы и
звуки.
Пословицы и поговорки об азбуке.
|
Создание альбома
«Пословицы и поговорки об
азбуке»
|
|||
9
|
Имяслов славянской азбуки.
Буквы «азъ», «буки», «веди», «глаголь», «есть». Начертание и этимология названий
букв.
|
1
|
Имяслов азбуки, этимология
названий букв, красота и одухотворённость букв, множество смыслов имени слова
«земля», «живете», «покой», «слово»;
дух народа, пробуждение человека к действию, к размышлению;
кириллица – краткий учебник грамматики (есть буквы – им. сущ., прил., глаг.,
мест., нареч., служ. ч. речи).
|
исследование
|
|||
10
|
«И ляжет на душу добро».
|
1
|
Урок-исследование
|
творческая лаборатория
|
презентация
|
||
11
|
Буквы «живете», «зело»,
«земля», «иже», «и», «како», «люди», «мыслете». Начертание
и этимология названий букв.
|
1
|
Имяслов азбуки, этимология названий букв, красота и одухотворённость
букв, смысл имени
|
исследование
|
презентация
|
||
12
|
Буквы «нашъ», «онъ», «покой», «рцы», «слово», «твердо»,
этимология названий букв.
|
1
|
Имяслов, этимология названий букв, красота и
одухотворённость букв, множество смыслов имени
|
презентация
|
|||
13
|
Употребление букв «ер» и
«ерь». Буквы «укъ», «фертъ», «херъ», «отъ», «цы», «червь».
|
1
|
Имяслов азбуки, этимология названий букв, красота и
одухотворённость букв, смысл имени
|
презентация
|
|||
14
|
Повторение
изученного
материала
|
1
|
История письменности.
Славянскакая азбука.
|
создание проекта
«История
письменности»
защита проектов
|
|||
15-16
|
Буквица славянская
как художество.
|
2
|
Труд книгописца, символическое
изображение буквиц, виды орнамента или образцы инициалов (каллиграфический,
геометрический, плетёный, растительный, зооморфный, антропоморфный,
сюжетный), византийский и русский орнаменты.
|
творческая лаборатория
рисование собственного варианта
защита
создание альбома
|
презентация
кальки буквиц
|
||
17
|
Изображение славянских чисел.
Буквенная цифирь
|
1
|
Происхождение
кириллической цифири, обозначение цифр в церковных книгах, разряды буквенной
цифири: буквы, обозначающие единицы и числа второго десятка, десятки,
произнесение славянских чисел;
|
запись чисел по-
церковнославянски, решение примеров
в буквенной цифири, составление задач в стихотворной форме
|
презентация
таблица «Цифирь»,
раздаточный материал
|
||
18
|
Буквенная цифирь. Сотни и тысячи. Особо
большие числа.
|
1
|
Буквы,
обозначающие сотни и тысячи, употребление буквенной цифири до Петровского
времени, составление церковных чисел (двухзначные, трёхзначные и более
крупные числа), названия месяцев по-славянски.
|
написание автобиографии с использованием цифири
расшифровка исторических дат
|
презентация
таблица «Цифирь»,
раздаточный материал
|
||
19
|
Титла – особые знаки-символы
|
1
|
Узорное
надстрочье. Виды титл: простые и буквенные, слова под титлами.
|
составление словарика слов под титлами чтение и расшифровка
слов под титлами
|
презентация таблица «Слова под титлами»
|
||
20
|
Употребление и написание надстрочных
знаков. Виды ударения.
|
1
|
Знакомство с надстрочными знаками
|
творческая лаборатория
|
таблица «Виды ударения»
раздаточный материал
|
||
21-22
|
Из истории знаков препинания
|
2
|
Строчные знаки (малая точка, запятая, двоеточие,
удивительная, вместительная, вопросительная), сравнение написания славянских
и современных русских знаков препинания, функции строчных знаков в церковных
текстах, история происхождения некоторых знаков препинания.
|
практикум
|
презентация
раздаточный материал
|
||
23
|
Роль славянизмов
в русском литературном
языке.
|
1
|
Понятие о высоком литературном стиле, роль славянизмов в
современном русском языке, характерные фонетические черты славянизмов и
русизмов, полногласие и неполногласие; славянские слова, обозначающие состав
человека (черты лица и части тела). Сравнительный анализ особенностей
славянизмов и русизмов, подбор примеров, межъязыковых соответствий.
|
творческая
лаборатория
работа с толковым
словарем
оформление
карточек-рисунков с чертами лица и их подпись
|
презентация
|
||
24
|
Современные приметы старинных слов.
|
1
|
Познакомить учащихся с приметами, по которым определяются
старинные слова.
|
Урок-исследование
|
презентация
|
||
25
|
Правила орфографии, связанные с
полногласием.
|
1
|
Правописание корневых сочетаний –оро-,
-оло-, -ере-, -еле-.
|
практикум
|
презентация
|
||
26
|
Правила орфографии, связанные с историей
Э.
|
1
|
Правила орфографии, связанные с историей носовых гласных. История Э. Происхождение
Э. Утрата Э.
|
Творческая
лаборатория
|
презентация
|
||
27
|
Правила орфографии, связанные с историей
языка.
|
1
|
Правописание непроизносимых согласных в корне слов и
согласных, подвергшихся оглушению на конце слова, путем постановки их в сильную позицию в однокоренных словах.
Происхождение шипящих и Ц. Чередования согласных, связанные со смягчением в
праславянскую эпоху.
|
практикум
|
презентация
|
||
28
|
Правила орфографии, связанные со
словообразовани-
ем
|
1
|
Правила
орфографии, связанные со
Словообразованием: правописание приставок, суффиксов,
флексий слова. Словообразовательные словари морфем, морфемные словари,
гнездовые словари.
|
практикум
|
презентация
словари
|
||
29
|
Лексика.
|
1
|
Лексикология как раздел науки о языке, изучающий
содержание слова, его значение.
Состав лексики современного русского языка с точки зрения
происхождения.
|
практикум
|
презентация
|
||
30
|
Фразеология
|
1
|
Фразеологизмы, их происхождение
|
творческая
лаборатория
Защита слайд-шоу,
рисунков
|
презентация
|
||
31-33
|
Некоторые грамматические
формы именных частей речи.
|
3
|
Показать грамматические формы имени существительного,
глагола, прилагательного
|
творческая
лаборатория
|
презентация
раздаточный материал
|
||
34
|
Праздник
Славянской
письменности и культуры.
|
1
|
ДРЕВНЕРУССКАЯ
ЛИТЕРАТУРА
для учащихся 6
классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Древнерусские книжные памятники практически
до недавнего времени не изучались в школе. Оказался утраченным целый пласт
нашей духовной культуры, на почве которой стал возможен расцвет золотого и
появление серебряного века русской культуры. Поскольку в новых образовательных
стандартах акценты делаются на духовно-нравственном развитии личности
обучающегося.
Цель
курса – усвоение учащимися фактов истории русской словесности от ее зарождения
до настоящего времени. Синхронизация изучения древнерусской литературы с
историей России будет способствовать более полному изучению не только предметов
словесности, но и предметов
исторического цикла, что поможет учащимся представить жизнь народа в
летописной динамике самобытной жизни.
Задачи:
1.
Сформировать представление о литературе как виде
искусства и объективной художественной реальности.
2.
Дать представление о художественном мире древнерусского
литературного произведения, имеющем закономерности развития мировой литературы.
3. Показать специфическую особенность литературы как
поэтической памяти народа, определить становление и специфику
восточнохристианской письменности, преемственность литературных эпох;
4.
Определить национальное своеобразие и мировое значение
древнерусской литературы.
5.
Воспитать средствами древнерусской литературы
духовно-развитую личность, готовую к самопознанию и самоусовершенствованию,
способную к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести,
справедливости, патриотизма и гражданского долга; сформировать гуманистическое
мировоззрение и национальное самосознание.
6.
Развить интерес к отечественной литературе; умение
рассматривать русскую литературу в широком историко-культурном контексте.
БИБЛИОГРАФИЯ
Учебные пособия
1.Охотникова В.И. Древнерусская
литература. Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Под ред.
О.В.Творогова. Рекомендовано Минобразования РФ. М.: «Просвещение», 2002.
Литература для учителя
2.Адрианова-Перетц В.П. Очерки поэтического стиля Древней
Руси.-М.,Л: Издательство АН СССР, 1947.
3. Гудзий Н.К. История древней русской литературы.-ММ.:1950.
4. История русской литературы: В 4-х т.- Л., 1980, т.1
5. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное
творчеств. 2-е изд. М., 1983.
6.Левшун Л.В. История восточнославянского книжного слова ХI-ХVII вв. Минск: Эконопресс, 2001. Кусков
В.В. История древнерусской литературы., М., 1989.
7. Лихачев Д.С. Великое наследие. – М.: Современник, 1979.-
С.5-32, 163-240, 258-292, 41—411.
8. Лихачев Д.С. История русской литературы Х-ХVII веков. М., 1985.
9. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М.:
Наука, 1979.– 360 с.
10. Лихачев Д.С. Избранные работы: в 3 т.- Т.3. – Л.:
Художественная литература, 1987. – С.3-26.
11. Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. –
Л.: Наука, 1986,- С.259-317.
Интернет-ресурсы
1.
Дьяченко Г.
Полный Церковно-славянский словарь Дьяченко Г. Полный Церковно-славянский словарь
"http://www.slavdict.narod.ru/" http://www.slavdict. narod.ru/
2.
Житие святого
равноапостольного Константина Философа, "http://www.hro-tov.info/history/09/3/flor_02.htm"http://www.krotov.info/history/09/3/nor_02.htm
3.
Житие святого
Мефодия, архиепископа моравского - "http://www.krotov.info/ history/09/3/flor__04.htm"http://www.krotov.info/history/09/3/flor_04.htm
6. Св.Климент Охридский. Похвала святому Кириллу
Философу,- "http://www. pravoslavieto.com/life/02.14_sv_Kiril_Slavjanobulgarski.htm#2"
http://www.pravo-slavieto.com/life/02.14_sv_Kiril_Slavjanobulgarski.htm#2
7. Св. Методий Славянобългарски. - "http://www.pravoslavieto.com/life/04.06_sv_
Metodij_Slavjanobulgarski.htm" http://www.pravoslavieto.com/Iife/04.06_sv_Meto-dij_Slavjanobulgarski.htm
8. Собрание древних рукописей Троице-Сергиевой Лавры
"http://8. www.stsl. ru/manuscripts/index.php"
http://www.stsl.ru/manuscripts/index.php
9.
Учебники,
тексты, словари по старославянскому, древнерусскому и церковнославянским языкам
"http://ksana-k.narod.ru/book.htm" http://ksana-k. narod .ru/book. htm
10. Флоря Б.Н.
Сказания о начале славянской письменности.- "http://www.krotov.
info/history/09/3/flor_00.htm" http://www.krotov.info/history /09/3/fior_00.htm
info/history/09/3/flor_00.htm" http://www.krotov.info/history /09/3/fior_00.htm
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Древнерусская
литература»,
6 класс
№№
|
Тема модуля
|
Кол-во часов
|
Элементы содержания
|
Вид контроля, измерители
|
Оборудование, наглядность
|
Дата проведения
|
|
план
|
факт
|
||||||
1
|
Происхождение письменности у славян
|
1
|
Первобытное письмо у славян. Фольклор.
Возникновение буквенного письма. Кирилл и
Мефодий – создатели славянской
письменности. Церковнославянский и
древнерусский языки – литературные языки
Древней Руси.
|
беседа
кроссворд
|
презентация
|
||
2
|
Литература Древней Руси
|
1
|
Хронологические и географические границы.
Литература Древней Руси – литература средневекового типа.
Утверждение нравственных идеалов.
Жанровое многообразие
(летопись, хождение,
слово, житие, поучение).
Неавторский характер.
Периодизация древнерусской литературы.
|
беседа,
составление таблицы
|
презентация
|
||
3
|
Литература Киевской Руси.
«Повесть временных лет»
|
1
|
Золотой век древнерусской литературы.
Древнехристианская книжность Киевской Руси.
«Повесть временных лет» –
древнейший общерусский
летописный свод.
|
знакомство с
текстом,
анализ
|
презентация
|
||
4
|
«Слово о законе и благодати»
|
1
|
«Слово о законе и благодати» –
выдающийся
Памятник раннесредневекового
торжественного красноречия.
Жанр проповеди.
История «Слова о законе и благодати». Идея
приобщения Руси к христианскому миру.
|
знакомство с
текстом,
анализ,
пересказ
|
презентация
|
||
5
|
«Поучение Владимира Мономаха».
|
1
|
«Поучение Владимира Мономаха». Особенности
композиции. Историческая
личность и характер
ее изображения. Жанровое
своеобразие
Литературный этикет в языке и
стиле.
|
творческая работа
|
презентация
|
||
6
|
«Хождение Игумена Даниила»
|
1
|
Жанр хождения. Творческий метод жанра.
Изображение
Святой земли.
|
знакомство с
текстом,
анализ
|
презентация
|
||
Литература
периода феодальной
раздробленности ХII-ХIV веков.
|
2
|
Серебряный век
древнерусской
литературы.
«Слово о полку Игореве». История открытия.
Историческая
основа. Сравнение
с
летописными
повестями. Сюжет и
композиция.
Фольклорные
элементы,
жанровое
своеобразие, стиль.
Образная
система
памятника:
изображение
княжей,
природы,
образ Баяна.
Жанровое
своеобразие. Связь
со средневековым
эпосом. Мировое
значение
«Слова».
|
чтение,
беседа,
сравнительный анализ,
тест
|
презентация
прослушивание
отрывков из оперы «Слово о полку Игореве», иллюстрации к произведению
|
|||
7
|
«Моление Даниила Заточника»
|
1
|
Особенности стиля:
афористичность речи. Книжные и устно-поэтические традиции. Единство смеха и
плача. Тема страданий «заточенного» мудреца. Традиции «заточной» литературы.
|
работа с текстом
|
презентация
|
||
8
|
«Повесть о битве на реке Калке». «Повесть о разорении Рязани Батыем».
|
1
|
Медный век древнерусской
литературы.
Сжатое и лаконичное изображение
– особенность стиля монументального
историзма в трагический век русской истории. Тема героизма и объединения в
борьбе с врагом.
Композиция, жанровое
своеобразие. Образ Евпатия Коловрата. Тема «единой смертной чаши».
|
наблюдения
по тексту
творческая работа
|
презентация
|
||
9
|
«Слово о погибели Русской земли»
|
1
|
Гражданский и патриотический пафос.
|
работа с текстом
|
презентация
|
||
10
|
«Житие Александра Невского».
|
1
|
Традиции агиографии в воинской повести.
Эмоциональность и лаконизм стиля.
|
Тест
творческая работа
|
презентация
|
||
11
|
«Задонщина»
|
1
|
Литература периода объединения русских
земель и образования
русского централизованного государства
«Задонщина» – поэтическая
повесть о Куликовской битве, прославление победы объединенных вокруг Москвы
русских сил.
|
тест
|
презентация
|
||
12
|
«Сказание о Мамаевом побоище».
|
1
|
Слияние книжной риторики и
изобразительных средств народного эпоса.
|
чтение
анализ
составление таблицы
|
презентация
|
||
13-14
|
Творчество Епифания Премудрого.
|
2
|
«Житие Сергия Радонежского».
«Житие Стефана Пермского».
|
рассказ
учащихся
|
презентация
|
||
15
|
«Повесть о взятии Царьграда».
|
1
|
Элементы Возрождения в русской
литературе.
Литература
ХVII века. Повести о «Смутном времени».
Литература допетровского времени. Никоновская реформа и раскол.
Традиции древнерусской литературы
в последующем развитии русской литературы.
|
составление
схемы
тест
|
презентация
|
||
16
|
«Хождение за три моря»
Афанасия Никитина.
|
1
|
Стилевое своеобразие и черты
традиционного хождения и путевых заметок.
Описание Индии. Крушение мечты о святой земле рахманов и земном рае.
Веротерпимость и широта души русского человека.
|
составление
схемы путешествия
пишем путевые
заметки
|
презентация
|
||
17
|
«Повесть о Петре и Февронии».
|
1
|
Стилевое и жанровое
своеобразие. Сюжеты русского фольклора. Воплощение темы идеального брачного
союза.
|
творческая работа
|
презентация
|
||
18
|
«Повесть о новгородском белом клобуке». «Повесть о псковском взятии».
|
1
|
Знакомство с текстами.
|
кроссворд
|
презентация
|
||
19-22
|
«Великие Четьи-Минеи»
|
3
|
Литература ХVI века.
«Великие
Четьи-Минеи» митрополита Макария.
«Степенная книга».
«Домострой».
|
анализ
тест
|
презентация
|
||
23-24
|
Повести о «Смутном времени»
|
2
|
Литература ХVII века. Повести о
«Смутном времени». Литература допетровского времени. Никоновская реформа и
раскол.
|
пересказ
|
презентация
|
||
25-26
|
Традиции древнерусской литературы в
развитии русской литературы.
|
2
|
Традиции древнерусской
литературы в последующем развитии русской литературы.
|
наблюдения
кроссворд
|
презентация
|
||
27-32
|
Национальная самобытность русской литературы.
|
6
|
Обобщение
|
создаем проекты
|
презентация
|
||
33-34
|
День славянской культуры и письменности
|
2
|
«Что мы узнали о древнерусской литературе»
|
защита проектов
|
презентация
|
РЕЦЕНЗИЯ
на
программы по дополнительному образованию
«История русского языка» и
«Древнерусская литература»
Автор-составитель –
Галина Ивановна Азанова, учитель русского языка
МОУ Гимназия г. Нытва
Рабочие программы по Мировой художественной культуре,
неотъемлемой частью которой являются «История русского языка» и «Древнерусская
литература», разработанные Заслуженным учителем РФ Г.И. Азановой для 5-6 классов, состоят из следующих
разделов:
•
пояснительная записка, в которой дано обоснование актуальности и новизны материала, особенностей его
историко-культурной направленности; указание целей и задач реализации программ,
сроков реализации, представлены формы занятий и ожидаемые результаты.
•
тематический
план в
форме сетки, включающий в себя такие разделы, как тематические модули, элементы
содержания, виды контроля, измерители, оборудование, наглядность, дату и
проведение;
•
методическое обеспечение;
•
список
литературы, рекомендуемой для учителя
и для учащихся.
В целом программы выполнены в соответствии с
Концепцией духовно-нравственного развития гражданина России, федеральными
государственными образовательными стандартами нового поколения, предполагающими
в качестве приоритетного направления образования и воспитания
духовно-нравственные ценности личности. Программы актуальны и интересны по своему содержанию.
Ценность их также определяется насущными потребностями современного образования
в развитии каждого ученика как языковой личности, способной решать современные
коммуникативные задачи, владеющей современными общекультурными
компетенциями, приобщенной к духовной
культуре своего народа.
Программы следует рекомендовать для реализации в
учебном процессе предпрофильного и профильного образования. Кроме того, они окажут
существенную помощь в проведении элективных курсов как опытным, так и
начинающим свою деятельность педагогам.
Шестакова С.М., специалист по среднему образованию
Отдела религиозного образования и катехизации
Русской Православной Церкви, кандидат философских наук
7.11.2010
Комментариев нет:
Отправить комментарий