ПРЕДСТАВЛЯЮ!
Пособие по русскому языку
5 класс
(ФГОС)
Тест 1


Тест 2


Тест 3 (исправленный)
Тест 3


Тест 4 Тест 5
Тест 6
Тест 7


Тест 8 (новый)
Тест 12


Тест 29
Тест 30
ПИШЕМ ДИКТАНТЫ!
Повторение
материала начальной школы
Словарные
диктанты
Диктант 1
Низкий, заяц, подъём, октябрь, рюкзак,
убегать, футбол, дорожка, устный, широкий, пятёрка, лодка,
далеко, велосипед, грач, чудесный, направо, из-за туч, щавель, опасный, кружка, вверху, пьеса, темнота, здравствуйте, пальто,
иллюстрация, объём, мороз, игрушка.
Диктант 2. Тема «Орфограммы в корнях и приставках слов»
Плащ, тарелка, праздник, ёжик, население,
чувство, вьюга, тетрадь, тропинка, звёздный, долина,
ручьи, внизу, подружка, галоши, скользкий, вокзал, дичь, обезьяна,
налево, замечательный, разъяснить, сварщик, преподаватель, пробка, шесть задач, лестница, солнце, гимнаст, жизнь.
Диктант 3. Тема «Склонение существительных»
На обруче, в поезде, на печке, в болоте, к
дочери, по степи, в песне, из тетради, на речке, в опасности, у деревни, в инее,
на лошади, по дороге, в альбоме, на тополе, в печи, по очереди, на сирени, по странице, к машине, у батареи,
на трамвае, в зелени.
Диктант 4. Тема «Склонение прилагательных»
На горячем песке, на колючем кустарнике,
ранним утром, с вечерней сказкой, широкими просторами, сыпучими продуктами,
по весенней улице, в дремучей чаще, зимними вечерами, по синему морю, с
хорошими друзьями, глубокими озёрами, на
соседнем месте.
Диктант 5. Тема «Правописание глаголов»
Не знаешь, испугаться, интересуется,
прогонит, ненавидеть, расстелет, бросаться, (они) прогонят,
шепчут, отправят, заварят, открывается, не удержишь, приходит, (он) разбудит, вытерпит, прочитает, не хочет,
изучается, разъединяться.
Контрольные
диктанты
Диктант 1
Я ехал с охоты вечером. Гроза надвигалась.
Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. Надо мною
и
мне навстречу неслись длинные серые облака. Дорога вилась
передо мною
между густыми кустами орешника. Я подвигался
вперёд с трудом. Сильный ветер внезапно загудел в вышине,
деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали,
вперёд с трудом. Сильный ветер внезапно загудел в вышине,
деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали,
зашлёпали по листьям. Сверкнула молния, и гроза
разразилась. Дождь полил ручьями. Я поехал шагом и скоро вынужден был остановиться
и приютиться к широкому кусту. Я терпеливо ожидал конца ненастья. Вдруг на дороге
почудилась мне высокая фигура. Неизвестный словно вырос из-под
земли.
(86 слов) (По И. Тургеневу)
Диктант 2
Наступила холодная ненастная осень. Солнце
редко показывается из-за туч и уже не согревает озябшую землю. Листья не
кружатся в воздухе, а ковром лежат на
земле.
Деревья
в лесу потемнели от дождя и стоят грустные. Животные
готовятся к длинной морозной зиме. Белки запасаются орехами,
грибками, съедобными семенами. Медведь отъелся за лето, накопил слой подкожного жира. Скоро
медведи залягут в берлоги на зимнюю спячку. Зайцы с появлением снега поменяют летние серые шубки на белые. Зайца в лесу
подстерегает много опасностей, а
спасают чуткие уши и быстрые ноги. Косой хорошо чувствует опасность и не
подпускает близко к себе лисицу и
волка.
Скоро поля и леса побелеют и зима вытеснит осень.
(107 слов)
Примечание. В
последнем предложении текста запятая и сложносочинённом предложении не нужна, т.к. предложения в составе сложного имеют общий член
(обстоятельство скоро). Если ученики поставят запятую, не стоит
считать это ошибкой.
Систематический курс русского языка
Словарные диктанты
Диктант 1. Тема
«Употребление и неупотребление Ь и Ъ»
Ночной дозор, выглянуть из-за туч,
обузить брюки, разбитые очки, почти закончить, влезть на мачту, отправить по почте, лёгкая лодочка, мощность
двигателя, ручной хищник, решение задач, необъятный простор, вьюжный февраль, напишешь строчку, тоньше волоса, лучше
подготовиться, правило-помощник,
научные достижения, подъехать к станции,
встань пораньше, разъяснить задачу, получить весточку, бесконечная
дорога, складной зонтик, нянчить сестричку, возьмём
в дорогу, письменный стол, неразборчивый почерк, подчеркнуть карандашом.
Диктант 2. Тема «Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слов»
Полоскать бельё, балконная решётка, струны гитары, паркетный пол, посидеть на скамейке, фиолетовые чернила, развеваться на ветру, цветной телевизор, поласкать котёнка, громадная туча, правильный маршрут, телефонный справочник, коробка конфет, лиловые соцветия сирени, велосипедные гонки, развивать усидчивость, играешь на пианино, тяжёлая корзина, поседеть от старости, мягкий диван, огромная библиотека, школьные кабинеты, пользоваться биноклем, аккуратный костюм.
Диктант 3. Тема «Буквы 3 и С на
конце приставок»
Безграмотная работа, здание театра, бесполезная работа, сбить с ног, рассчитать время, рассвет над морем, безвкусная одежда, сжатый воздух, безводная местность, беречь здоровье, расцвет искусства, сдать экзамен, расписание движения, на месте сгиба, точный расчёт, бессердечный человек, беззвёздная ночь, испугаться ошибки, отъявленный бездельник, безударный гласный, бесконечная дорога, безвыходное положение, размышлять о будущем, изредка посещает, взбежать по лестнице.
Диктант 4. Тема «Правописание слов с
чередованием гласных в корне»
Имя прилагательное, растительное масло, загореться от спички, положить в карман, запереть дверь, выросли в аквариуме, обжигает в печке, тяжёлое положение, росток апельсина, прибирает кабинет, располагаться на трибуне, запутаться в водорослях, положиться на друга, натирать паркет, выращивать на грядке, предполагает участие в соревнованиях, сверкание зарниц, блистать на сцене, сумма слагаемых, выстелили листьями, предложный падеж, опираться на перила, сердце замирает, напишем изложение.
Диктант 5. Тема
«Правописание гласных после
шипящих и Ц»
Работать шофёром, цитрусовые растения,
цирковой артист, тоненькая жёрдочка, свежие огурцы, с детским
врачом, панцирь черепахи, жокейская шапочка, вести под
уздцы, робкий шёпот, загородное шоссе, рой пчёл, могучего богатыря, шёлковое платье, большого
рюкзака, костюм работницы, молочный
шоколад, выглянешь в оконце, чёткая дикция, выводок цыплят, наденет капюшон, слышатся шорохи,
рассыпались жёлуди, цветы акации,
добрые молодцы.
Диктант 6. Тема
«Правописание глаголов»
Искупаться в речке, терпим
бедствие, возмущаться и негодовать, приклеит марку, не найти бинокль, слышится отовсюду,
выпрыгнет из будки, чувствуешь испуг, весело хохочет, придётся постараться,
грохочет камнепад, мягко стелет, растаяли
весной, разбудит утром, надо стремиться вперёд, стеречь избушку, бережно обращаться, пойдёшь направо,
посеет на грядке, вертишься на стуле,
тяжело дышит, отправишься на вокзал,
вежливо извиниться, услышит издалека.
Диктант 7. Тема
«Контрольный словарный диктант»
Велосипедный фонарь, старинное пианино,
мягкий диванчик, выйти из огня, цыганский наряд, телефонный
справочник,
сделать изо льда, растёт под окном, расчётливые дельцы, царицыно
повеление, расположиться в кабинете, одеваться безвкусно, подъёмная
машина, точно рассчитаешь, лиловый цветочек, подняться на цыпочки, качается подо мной, обширная площадь, расцвет искусства, редакция газеты,
маршрутное такси, пролетает над озером, чехол для гитары, конфетная коробка, опираться на плечо товарища, безграмотная
речь, отцов- кий ремень, корзиночка с пирожками, расписание на завтра, цикл телевизионных передач, искусное изделие,
подробный отчёт, цирковой артист,
встречаем рассвет, собирается уезжать.
Диктант 8. Тема
«Контрольный словарный диктант»
Стремиться к достижению цели, отдать рапорт,
идти по аллее,
портреты героев России, посетить хоккейный матч, изредка выглядывает солнце,
устная речь, вести диалог, исчезнуть
вдали, раскрытый парашют, тренировать память, низкий барьер, посвятить стихотворение, смотреть вверх,
футбольный мяч, варенье из
крыжовника, богатое воображение, устный рассказ, повернуть налево, объезжать окрестности, искусство балета, разъярённый зверь, вскоре почувствовать,
идти вдвоём, отражаться в озере, впечатление от фильма, играем в баскетбол, синтаксическая ошибка, серьёзное жюри,
пейзажная зарисовка, беспримесное
вещество, шёлковая шёрстка, обратиться с
просьбой, измеряем объём, тяжёлый рюкзак, прекрасный помощник, значительное расстояние, восклицательная
интонация, внимательно работаешь,
душистая травка, чудесный аромат,
лиловые гроздья сирени, праздничный салют, доноситься отовсюду, багряные
листья, арабские цифры, отвезти на
машине, прелестный образ, речной трамвайчик, никогда не унывает, безвкусная
пища, иллюстрации к рассказу, территория
зоопарка, тренер известного спортсмена, объявление на вокзале, выразительное лицо, беседовать вдвоём,
заботливо держит, компьютерная мышь.
Контрольные
диктанты (связные тексты)
Диктант
1. Охота на кабана
Один раз на Кавказе мы пошли на охоту за
кабанами, и
Булька побежал за мной.
В лесах, где живут кабаны, бывает много
вкусных плодов: дикого винограда, шишек, яблок, груш, ежевики,
желудей. И когда все эти плоды поспеют и тронутся морозом, кабаны отъедаются
и жиреют.
Я услыхал протяжный лай гончих собак и
побежал к тому месту. Мне уже слышен был треск по чаще. Это ворочался кабан с собаками.
Вдруг я услыхал, как зашуршало что-то сзади, и увидал Бульку. Я побежал за ним,
но чем дальше я шёл, тем лес становился чаще и чаще. Сучки сбивали с
меня шапку, били по лицу.
Собаки залаяли громче, что-то сильно
затрещало. Я из последних сил побежал через чащу к тому месту.
(119 слов) (По Л.Толстому)
Грамматические
задания
I вариант
1. Сделать фонетический разбор слова «поспеют»
(2-й абзац).
2. Подчеркнуть
грамматическую основу (грамматические основы)
первого предложения текста: «Один раз мы пошли на охоту за кабанами, и Булька побежал за мной».
// вариант
1.Сделать
фонетический разбор слова «залаяли» (4-й абзац).
2.Подчеркнуть
грамматическую основу (грамматические
основы) третьего предложения текста: «И когда все эти
плоды поспеют и тронутся морозом, кабаны отъедаются
и жиреют».
основы) третьего предложения текста: «И когда все эти
плоды поспеют и тронутся морозом, кабаны отъедаются
и жиреют».
Диктант 2. Золотой дождь
Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки
и щёчки, спинки и животики. И до того
налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки —
багряными и золотыми. Налились, отяжелели и
потекли. Полетели иволгами по ветру.
Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.
Капля по листику щёлкнет - сорвётся лист.
Синицы на ветке
завозятся – брызнут листья по сторонам. Вдруг ветер налетит – закружится
пёстрый смерч. А если неуклюжий косач с лёту вломится, хлынет сверкающий
водопад. Листья шуршат, скребут, лопочут.
Листья летят, качаются и бегут. Листья вверчу, внизу и вокруг. Шумит золотой дождь.
(97 слов) (По
Н. Сладкову)
Грамматические
задания
/вариант
1. Сделать морфемный разбор
слова «потекли» (1-й абзац).
2. Сделать синтаксический
разбор первого предложения текста: «Всё лето листья подставляли солнцу свои
ладошки и щёчки, спинки и животики».
// вариант
1. Сделать морфемный разбор
слова «запрыгали» (1-й абзац).
2. Сделать синтаксический
разбор одиннадцатого предложения текста: «А
если неуклюжий косач с лёту вломится, хлынет
сверкающий водопад».
Диктант 3. Лес
Как хорош лес на заре ранней осенью! Ещё
тепло, но уже вьётся в воздухе тонкая паутина. Всюду ещё звучат птичьи
голоса.
Весь лес объят какой-то задумчивостью, как человек перед отъездом в дальний
путь. Земля ещё пьёт росу, деревья ловят свет и тепло, но скоро стужа и снег станут
полновластно хозяйничать в лесу. Листья
съёжатся, опадут. Заблестит серебро инея на сучьях, узоры следов затейливо
пересекут снежный ковёр, вьюги будут их
заметать.
Так
будет всю зиму, пока весенний ветер не объявит лесу, что идёт тепло. Медленно
съедут по склонам оврагов рыхлые глыбы серого снега,
пробьются первые подснежники, зажурчат ручьи. Снова придёт
весна.
(100 слов)
Грамматические задания
I вариант
1.Сделать морфологический
разбор слова «задумчивостью»
(4-е предложение 1-го абзаца).
(4-е предложение 1-го абзаца).
2.Сделать
синтаксический разбор первого предложения
текста: «Как хорош лес на заре ранней осенью!»
текста: «Как хорош лес на заре ранней осенью!»
II вариант
1.Сделать морфологический
разбор слова «тепло»
(5-е предложение 1-го абзаца).
(5-е предложение 1-го абзаца).
2.Сделать синтаксический разбор третьего предложения текста: «Всюду ещё звучат птичьи голоса».
Диктант 4. Лисенята
Маленькая
лисичка родилась в глубокой тесной норе. У лисички
было четверо братцев и сестёр. Все они были такие же жалкие, неуклюжие и слепые, как и она. Мать-лиса кормила их своим молоком и согревала своим телом: на ней была пушистая, мягкая шёрстка. Мать-лиса редко уходила из норы. Побежит поесть и опять придёт к детям. Тепло и хорошо было
лисенятам в норе возле матери.
Через две недели у
лисенят открылись глаза и начали прорезываться зубки.
Однажды мать взяла одну
из лисичек за спинку зубами, вынесла из норы и
осторожно положила на мягкую травку. Сначала свет солнца ослепил
лисичку, но потом она посмотрела вокруг. Как хорошо!
Травка мягкая, пушистая, цветочки жёлтенькие! Солнце согревало
лисичку, ей было тепло и весело.
(116 слов) (По А. Вострому)
Грамматические
задания
I вариант
1. Сделать морфологический
разбор слова «кормила» (4-е
предложение 1-го
абзаца).
2.Сделать синтаксический
разбор первого предложения третьего абзаца: «Однажды мать взяла одну из лисичек
за спинку зубами, вынесла из норы и осторожно положила на мягкую травку».
// вариант
1.Сделать
морфологический разбор слова «побежит»
(6-е предложение 1-го абзаца).
(6-е предложение 1-го абзаца).
2. Сделать
синтаксический разбор четвёртого предложения
третьего абзаца: «Травка мягкая, пушистая, цветочки
жёлтенькие!».
жёлтенькие!».
Диктант 5. Роза
Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом по- лукруглом
цветнике перед деревенским домом. Цветник был очень
запущен. Сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которые
давно уже никто не чистил и не
посыпал песком. Деревянная решётка совсем
облезла, рассохлась и развалилась; пики растащили для игр в солдаты деревенские мальчики. Крапива
занимала целый угол
цветника; она служила фоном для нежного и роскошного бледного цветка розы.
Она распустилась в хорошее майское утро.
Когда она раскрывала свои лепестки, утренняя роса оставила на них несколько
чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг неё всё было так
хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро.
(109 слов) (По Н. Гаршину)
Грамматические
задания
/вариант
1.Сделать
фонетический разбор слова «дорожкам»
(3-е предложение 1-го
абзаца).
2.Сделать
синтаксический разбор четвёртого предложения
текста:
«Деревянная решётка совсем облезла, рассохлась
и развалилась; пики
растащили для игр в солдаты дере-
венские мальчики».
// вариант
1.Сделать
фонетический разбор слова «решётка» (4-е предложение
1-го абзаца).
2.Сделать
синтаксический разбор второго предложения
второго
абзаца: «Когда она раскрывала свои лепестки,
утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных
слезинок».
Спасибо, Галина Ивановна! Предложу своим коллегам! :)
ОтветитьУдалитьЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ материал!!! Вы умничка, Галина Ивановна!!!
ОтветитьУдалитьинтересный блог. Заходите ко мне на сайт,буду рада.
ОтветитьУдалитьhttp://zigardovna.nethouse.ru/articles/tag/финал+конкурса++%22Фабрика+отличников%22
Спасибо большое, Галина Ивановна!
ОтветитьУдалитьСпасибо,Галина Ивановна!
ОтветитьУдалитьОтличный материал! Спасибо!
ОтветитьУдалитьЗамечательно!
ОтветитьУдалитьнизкий поклон за труд!
ОтветитьУдалитьГотовый дидактический материал - бери и пользуйся! Спасибо!!!
ОтветитьУдалить