Уроки


Оружие смеха



Прямая речь. Часть 1.



Прямая речь. Часть 2.



Возсия мирови свет разума



Урок в 8 классе

 («Русский язык» под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта)

Тема:    ДОПОЛНЕНИЕ.
Цель:  –   знать, что такое дополнение, виды и способы  его выражения;
            –   уметь отличать  подлежащее от дополнения, выраженного  в
    омонимичной форме.
Оборудование:  карточки  «Кто быстрее?», видеозапись, справочник
               «Управление  в русском  языке», учебники русского языка.

ХОД УРОКА
 1. Разминка.  Вхождение  в  тему.
« Кто  быстрее? » 
                       Ребята!   По изображенной лестнице вам предстоит забраться
 на  самый верх. Для  этого выполните такое задание.
                  К каждому слову подберите существительное в том  падеже
                  (без предлога или с указанным предлогом), который обозначен
                  начальной буквой.
                      Слова на лесенке надо переставить так, чтобы по их
                  начальным  буквам  прочитать зашифрованное  название
                  одного   из членов предложения.
                                                        Все  поняли?  
                                                       Тогда  пошли!

                    Накормить (Т.)         Далеко  от (Р.)
                 Ездить (Т.)                      Охота на (В.)
              Непримирим к (Д.)                 Преодолеть (В.)     
            Охота на  (В.)                             Опасаться (Р.)
          Испугаться (Р.)                                Ласкать (В.)
        Преодолеть (В.)                                         Накормить (Т.)  
      Ехать на (П.)                                              Ехать на (П.)
     Далеко от (Р.)                                                           Непримирим к (Д.)
  Опасаться (Р.)                                                            Испугаться (Р.)
Ласкать (В.)                                                               Ездить (Т.)

               (Запись  темы  урока.  « ДОПОЛНЕНИЕ».)

– Какие задачи, на ваш взгляд, мы должны сегодня решить?
2. Работа с учебником.         § 14,  стр. 59.
        Моделирование с элементами исследовательской деятельности.
                                                                (Работа в мини-группах)

Этапы  самостоятельной  работы

1. Чтение  теоретического материала  § 14.
2. Моделирование  таблицы.
3. №  93  (использовать  в  качестве  примеров)
4. Оформление  смоделированных  таблиц  на  доске. Их защита. (3 чел.)
                         (Вариант смоделированной  таблицы)

Д О П О Л Н Е Н И Е

                     Вт. член                                предмет
                                     ?    косв.   падежей
                                относится  к  сказуемому
                          
сущ.               мест.           числ.       инф.          неразложимые
      косв. пад.                                                       словосочетания
                                                                              фразеологизмы

прямые                                                                косвенные
перех.  глаг. +  форма слова                              остальные
                      в  В.п. без предлога
част. НЕ  +  перех. гл. + форма слова  в Р.п.
        (отрицательное  предложение)

3.     № 94  (устно, письменно)
 – Анализ  предложения.
     Я не мог решиться поручить ему пойти просить тебя писать статью для городской  газеты.
– Оцените  предложение  с точки  зрения  правильности.
                (Нагроможденность, скопление дополнений затрудняет
                 понять речь. Нанизывание  падежей  приводит к 
                 затруднению  понимания.)

Чтение  рубрики  « Возьмите  на  заметку! »,  стр. 61
4.     №  95  ( устно ) – выборочно.
3.     Сценка   « Давайте  поспорим!».   (Видеозапись).
Учитель: Ребята!  Послушайте  пословицу.  Умение родит хотение.
                  Где   здесь   подлежащее,  а  где  дополнение?
Ученик:   Обычно  в  таких  случаях, когда  именительный  и  винительный
                  падежи совпадают  по форме,  подлежащее стоит на первом  месте.
Ученица:  Но тогда  получается неверно: потому что именно желание
                   порождает  умение!
Ученик:    Значит, надо произносить с особой интонацией…
Ученица: Может лучше перестроить предложение?
Учитель:  А  ваше  мнение?   Как  лучше  перестроить  это  предложение?
                   (Ученик  достает из конверта  ответ.  Хотение родит умение.)
4.     Наблюдения  за  особенностями  дополнения.
 –    А   сейчас  запишите  предложение   Она решила начать
                                                                          учиться играть на пианино.
                     Разберите его по членам предложения. Чем  интересно
                     предложение?
                                                    ( Сказуемое  –  решила  начать  учиться ,                                         
                                                     дополнение –  играть  (чему?)
                     –    Одинаковы ли дополнения в словосочетаниях?
    принес  воды                                        боится  воды
    не заметил ошибки                             избежал  ошибки
   не  любит  соседа                                 сторонится  соседа
       (прямые)                                           (косвенные)

   5.   №  97  ( устно ).    Знакомство с синтаксическими нормами.
–  Можно ли так сказать?
   Ответ ученика показывает о его умении анализировать и обобщать материал.
   Эта  песня доставила для меня большое удовольствие.
   Мы  знаем, что  при  управлении  зависимое   слово
  ставится   в  определенной  падежной форме без предлога
  или  с  предлогом.

–  В  случае  неправильного выбора  падежной формы или

    предлога  возникает ошибка. Не случайно авторы учебника
                      ведут  разговор об этом при  изучении темы « Дополнение».

  6.  Работа  с рубрикой  «Возьмите  на заметку!»   (стр. 62).
  7.  Подведение  итогов.
                 –    Что   такое  дополнение?
–    Чем оно может быть выражено?
–    Виды  дополнений. Как  их  определить?

              Что возьмете с урока для своей практической работы?  
    (Не  нагромождать дополнений, чтобы не затруднять понимание.
                      Правильно выбирать падежные формы или предлоги, чтобы
                      не было  ошибок.)

   8.   Домашнее  задание:     § 14,  № 96. ЗСП – 4  (составить и записать с  
                                                   данными  словами  предложения)

4 комментария: