Пособие по русскому языку в 5 классе


ПРЕДСТАВЛЯЮ!

Пособие  по русскому языку
5 класс

(ФГОС)




Тест 1



Тест 2



Тест 3 (исправленный)


Тест 3


Тест 4



Тест 5




Тест 6




Тест 7



Тест 8  (новый)



Тест 9


                                                     
Тест 12 (новый)





Тест 10







Тест 12 


















Тест 21





Тест 28



Тест 29




 Тест 30




                                                              ПИШЕМ ДИКТАНТЫ!

           Повторение материала начальной школы
                                    Словарные диктанты
Диктант 1
  Низкий, заяц, подъём, октябрь, рюкзак, убегать, футбол, дорожка, устный, широкий, пятёрка, лодка, далеко, велосипед, грач, чудесный, направо, из-за туч, щавель, опасный, кружка, вверху, пьеса, темнота, здравствуйте, пальто, иллюстрация, объём, мороз, игрушка.

Диктант 2. Тема «Орфограммы в корнях и приставках слов»
  Плащ, тарелка, праздник, ёжик, население, чувство, вьюга, тетрадь, тропинка, звёздный, долина, ручьи, внизу, подружка, галоши, скользкий, вокзал, дичь, обезьяна, налево, замеча­тельный, разъяснить, сварщик, преподаватель, пробка, шесть задач, лестница, солнце, гимнаст, жизнь.

Диктант 3. Тема «Склонение существительных»
   На обруче, в поезде, на печке, в болоте, к дочери, по степи, в песне, из тетради, на речке, в опасности, у деревни, в инее, на лошади, по дороге, в альбоме, на тополе, в печи, по очере­ди, на сирени, по странице, к машине, у батареи, на трамвае, в зелени.

Диктант 4. Тема «Склонение прилагательных»
   На горячем песке, на колючем кустарнике, ранним утром, с вечерней сказкой, широкими просторами, сыпучими продук­тами, по весенней улице, в дремучей чаще, зимними вечерами, по синему морю, с хорошими друзьями, глубокими озёрами, на соседнем месте.

Диктант 5. Тема «Правописание глаголов»
   Не знаешь, испугаться, интересуется, прогонит, ненави­деть, расстелет, бросаться, (они) прогонят, шепчут, отправят, заварят, открывается, не удержишь, приходит, (он) разбудит, вытерпит, прочитает, не хочет, изучается, разъединяться.

               Контрольные диктанты
Диктант 1
   Я ехал с охоты вечером. Гроза надвигалась. Впереди огром­ная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. Надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака. Дорога вилась
передо мною между густыми кустами орешника. Я подвигался
вперёд  с трудом. Сильный ветер внезапно загудел в вышине,
деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали,
зашлёпали по листьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями. Я поехал шагом и скоро вынужден был остановиться и приютиться к широкому кусту. Я терпеливо ожидал конца ненастья. Вдруг на дороге почудилась мне вы­сокая фигура. Неизвестный словно вырос из-под земли.
(86 слов)                                                           (По И. Тургеневу)

Диктант 2
  Наступила холодная ненастная осень. Солнце редко показывается из-за туч и уже не согревает озябшую землю. Листья не  кружатся в воздухе, а ковром лежат на земле.
Деревья в лесу потемнели от дождя и стоят грустные. Животные готовятся к длинной морозной зиме. Белки запасаются орехами, грибками, съедобными семенами. Медведь отъелся за  лето, накопил слой подкожного жира. Скоро медведи залягут в берлоги на зимнюю спячку. Зайцы с появлением снега поменяют летние серые шубки на белые. Зайца в лесу подстерегает много опасностей, а спасают чуткие уши и быстрые ноги. Косой  хорошо чувствует опасность и не подпускает близко к себе лисицу и волка.
Скоро поля и леса побелеют и зима вытеснит осень.
                                                                                (107 слов)
Примечание. В последнем предложении текста запятая и сложносочинённом предложении не нужна, т.к. предложения в составе сложного имеют общий член (обстоятельство скоро). Если ученики поставят запятую, не стоит считать это ошибкой.

                  Систематический курс русского языка

                                 Словарные диктанты


Диктант 1. Тема «Употребление и неупотребление Ь и Ъ»

Ночной дозор, выглянуть из-за туч, обузить брюки, раз­битые очки, почти закончить, влезть на мачту, отправить по почте, лёгкая лодочка, мощность двигателя, ручной хищ­ник, решение задач, необъятный простор, вьюжный февраль, напишешь строчку, тоньше волоса, лучше подготовиться, правило-помощник, научные достижения, подъехать к стан­ции, встань пораньше, разъяснить задачу, получить весточ­ку, бесконечная дорога, складной зонтик, нянчить сестричку, возьмём в дорогу, письменный стол, неразборчивый почерк, подчеркнуть карандашом.

Диктант 2. Тема «Проверяемые и непроверяемые гласные                                              в  корне слов»

Полоскать бельё, балконная решётка, струны гитары, паркетный пол, посидеть на скамейке, фиолетовые чернила, развеваться на ветру, цветной телевизор, поласкать котёнка, громадная туча, правильный маршрут, телефонный справоч­ник, коробка конфет, лиловые соцветия сирени, велосипедные гонки, развивать усидчивость, играешь на пианино, тяжёлая корзина, поседеть от старости, мягкий диван, огромная биб­лиотека, школьные кабинеты, пользоваться биноклем, акку­ратный костюм.


Диктант 3. Тема «Буквы 3 и С на конце приставок»

Безграмотная работа, здание театра, бесполезная работа, сбить с ног, рассчитать время, рассвет над морем, безвкусная одежда, сжатый воздух, безводная местность, беречь здоровье, расцвет искусства, сдать экзамен, расписание движения, на ме­сте сгиба, точный расчёт, бессердечный человек, беззвёздная ночь, испугаться ошибки, отъявленный бездельник, безударный гласный, бесконечная дорога, безвыходное положение, размыш­лять о будущем, изредка посещает, взбежать по лестнице.


Диктант 4. Тема «Правописание слов с чередованием                                         гласных в корне»

Имя прилагательное, растительное масло, загореться от спички, положить в карман, запереть дверь, выросли в ак­вариуме, обжигает в печке, тяжёлое положение, росток апель­сина, прибирает кабинет, располагаться на трибуне, запутаться в водорослях, положиться на друга, натирать паркет, выращивать на грядке, предполагает участие в соревнованиях, сверка­ние зарниц, блистать на сцене, сумма слагаемых, выстелили листьями, предложный падеж, опираться на перила, сердце замирает, напишем изложение.

Диктант 5. Тема «Правописание гласных после
                                           шипящих и Ц»
  Работать шофёром, цитрусовые растения, цирковой артист, тоненькая жёрдочка, свежие огурцы, с детским врачом, панцирь черепахи, жокейская шапочка, вести под уздцы, робкий шёпот, загородное шоссе, рой пчёл, могучего богатыря, шёлковое платье, большого рюкзака, костюм работницы, молоч­ный шоколад, выглянешь в оконце, чёткая дикция, выводок цыплят, наденет капюшон, слышатся шорохи, рассыпались жёлуди, цветы акации, добрые молодцы.

Диктант 6. Тема «Правописание глаголов»
  Искупаться в речке, терпим бедствие, возмущаться и негодовать, приклеит марку, не найти бинокль, слышится отовсюду, выпрыгнет из будки, чувствуешь испуг, весело хохочет, придётся постараться, грохочет камнепад, мягко стелет, растаяли весной, разбудит утром, надо стремиться вперёд, стеречь избушку, бережно обращаться, пойдёшь направо, посеет на грядке, вертишься на стуле, тяжело дышит, отправишься на вокзал, вежливо извиниться, услышит издалека.

Диктант 7. Тема «Контрольный словарный диктант»
Велосипедный фонарь, старинное пианино, мягкий диванчик, выйти из огня, цыганский наряд, телефонный справоч­ник, сделать изо льда, растёт под окном, расчётливые дельцы, царицыно повеление, расположиться в кабинете, одеваться безвкусно, подъёмная машина, точно рассчитаешь, лиловый цветочек, подняться на цыпочки, качается подо мной, обширная площадь, расцвет искусства, редакция газеты, маршрутное такси, пролетает над озером, чехол для гитары, конфетная ко­робка, опираться на плечо товарища, безграмотная речь, отцов- кий ремень, корзиночка с пирожками, расписание на завтра, цикл телевизионных передач, искусное изделие, подробный отчёт, цирковой артист, встречаем рассвет, собирается уезжать.

Диктант 8. Тема «Контрольный словарный диктант»
  Стремиться к достижению цели, отдать рапорт, идти по аллее, портреты героев России, посетить хоккейный матч, изредка выглядывает солнце, устная речь, вести диалог, исчез­нуть вдали, раскрытый парашют, тренировать память, низкий барьер, посвятить стихотворение, смотреть вверх, футбольный мяч, варенье из крыжовника, богатое воображение, устный рассказ, повернуть налево, объезжать окрестности, искусство балета, разъярённый зверь, вскоре почувствовать, идти вдвоём, отражаться в озере, впечатление от фильма, играем в баскет­бол, синтаксическая ошибка, серьёзное жюри, пейзажная зари­совка, беспримесное вещество, шёлковая шёрстка, обратиться с просьбой, измеряем объём, тяжёлый рюкзак, прекрасный помощник, значительное расстояние, восклицательная инто­нация, внимательно работаешь, душистая травка, чудесный аромат, лиловые гроздья сирени, праздничный салют, доно­ситься отовсюду, багряные листья, арабские цифры, отвезти на машине, прелестный образ, речной трамвайчик, никогда не унывает, безвкусная пища, иллюстрации к рассказу, тер­ритория зоопарка, тренер известного спортсмена, объявление на вокзале, выразительное лицо, беседовать вдвоём, заботливо держит, компьютерная мышь.

              Контрольные диктанты (связные тексты)

Диктант 1. Охота на кабана
Один раз на Кавказе мы пошли на охоту за кабанами, и Булька побежал за мной.
В лесах, где живут кабаны, бывает много вкусных плодов: дикого винограда, шишек, яблок, груш, ежевики, желудей. И когда все эти плоды поспеют и тронутся морозом, кабаны отъедаются и жиреют.
Я услыхал протяжный лай гончих собак и побежал к тому месту. Мне уже слышен был треск  по чаще. Это ворочался ка­бан с собаками. Вдруг я услыхал, как зашуршало что-то сзади, и увидал Бульку. Я побежал за ним, но чем дальше я шёл, тем лес становился чаще и чаще. Сучки сбивали с меня шапку, били по лицу.
Собаки залаяли громче, что-то сильно затрещало. Я из по­следних сил побежал через чащу к тому месту.
(119 слов)                                                 (По Л.Толстому)
Грамматические задания
I вариант
1. Сделать фонетический разбор слова «поспеют» (2-й абзац).
2. Подчеркнуть грамматическую основу (грамматические основы) первого предложения текста: «Один раз мы по­шли на охоту за кабанами, и Булька побежал за мной».
// вариант
1.Сделать фонетический разбор слова «залаяли» (4-й абзац).
2.Подчеркнуть грамматическую основу (грамматические
основы) третьего предложения текста: «И когда все эти
плоды поспеют и тронутся морозом, кабаны отъедаются
и жиреют».

Диктант 2. Золотой дождь
Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солн­цем, что к осени сами стали как солнышки — багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.
Капля по листику щёлкнет - сорвётся лист. Синицы на вет­ке завозятся – брызнут листья по сторонам. Вдруг ветер на­летит – закружится пёстрый смерч. А если неуклюжий косач с лёту вломится, хлынет сверкающий водопад. Листья шуршат, скребут, лопочут. Листья летят, качаются и бегут. Листья ввер­чу, внизу и вокруг. Шумит золотой дождь.
(97 слов)                                                           (По Н. Сладкову)
Грамматические задания
/вариант
1. Сделать морфемный разбор слова «потекли» (1-й абзац).
2. Сделать синтаксический разбор первого предложения текста: «Всё лето листья подставляли солнцу свои ладош­ки и щёчки, спинки и животики».
// вариант
1. Сделать морфемный разбор слова «запрыгали» (1-й абзац).
2. Сделать синтаксический разбор одиннадцатого предло­жения текста: «А если неуклюжий косач с лёту вломится, хлынет сверкающий водопад».

Диктант 3. Лес
  Как хорош лес на заре ранней осенью! Ещё тепло, но уже вьётся в воздухе тонкая паутина. Всюду ещё звучат птичьи голо­са. Весь лес объят какой-то задумчивостью, как человек перед отъездом в дальний путь. Земля ещё пьёт росу, деревья ловят свет и тепло, но скоро стужа и снег станут полновластно хозяйничать в лесу. Листья съёжатся, опадут. Заблестит серебро инея на сучьях, узоры следов затейливо пересекут снежный ковёр, вьюги будут их заметать.
Так будет всю зиму, пока весенний ветер не объявит лесу, что идёт тепло. Медленно съедут по склонам оврагов рыхлые глыбы серого снега, пробьются первые подснежники, зажурчат ручьи. Снова придёт весна.
                                                                                     (100 слов)
Грамматические задания
I вариант
1.Сделать морфологический разбор слова «задумчивостью»
(4-е предложение 1-го абзаца).
2.Сделать синтаксический разбор первого предложения
текста: «Как хорош лес на заре ранней осенью!»
II вариант
1.Сделать морфологический разбор слова «тепло»
(5-е предложение 1-го абзаца).
2.Сделать синтаксический разбор третьего предложения текста: «Всюду ещё звучат птичьи голоса».

Диктант 4. Лисенята
Маленькая лисичка родилась в глубокой тесной норе. У ли­сички было четверо братцев и сестёр. Все они были такие же жалкие, неуклюжие и слепые, как и она. Мать-лиса кормила их своим молоком и согревала своим телом: на ней была пу­шистая, мягкая шёрстка. Мать-лиса редко уходила из норы. Побежит поесть и опять придёт к детям. Тепло и хорошо было лисенятам в норе возле матери.
Через две недели у лисенят открылись глаза и начали про­резываться зубки.
Однажды мать взяла одну из лисичек за спинку зубами, вы­несла из норы и осторожно положила на мягкую травку. Сна­чала свет солнца ослепил лисичку, но потом она посмотрела вокруг. Как хорошо! Травка мягкая, пушистая, цветочки жёл­тенькие! Солнце согревало лисичку, ей было тепло и весело.
(116 слов)                          (По А. Вострому)
Грамматические задания
I вариант
1. Сделать морфологический разбор слова «кормила» (4-е
предложение 1-го абзаца).
2.Сделать синтаксический разбор первого предложения третьего абзаца: «Однажды мать взяла одну из лисичек за спинку зубами, вынесла из норы и осторожно поло­жила на мягкую травку».
// вариант
1.Сделать морфологический разбор слова «побежит»
(6-е предложение 1-го абзаца).
2. Сделать синтаксический разбор четвёртого предложения  третьего абзаца: «Травка мягкая, пушистая, цветочки
жёлтенькие!».

Диктант 5. Роза
Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом по- лукруглом цветнике перед деревенским домом. Цветник был очень запущен. Сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которые давно уже никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решётка совсем облезла, рассохлась и развалилась; пики растащили для игр в  солдаты деревенские мальчики. Крапива занимала целый угол цветника; она служила фоном для нежного и роскошного бледного цветка розы.
Она распустилась в хорошее майское утро. Когда она рас­крывала свои лепестки, утренняя роса оставила на них не­сколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг неё всё было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро.
(109 слов)                                                            (По Н. Гаршину)
Грамматические задания
/вариант

1.Сделать фонетический разбор слова «дорожкам»

(3-е предложение 1-го абзаца).

2.Сделать синтаксический разбор четвёртого предложения

текста: «Деревянная решётка совсем облезла, рассохлась

и развалилась; пики растащили для игр в солдаты дере-­

венские мальчики».
// вариант

1.Сделать фонетический разбор слова «решётка» (4-е предложение 1-го абзаца).

2.Сделать синтаксический разбор второго предложения
второго абзаца: «Когда она раскрывала свои лепестки,

утренняя роса оставила на них несколько чистых, про­зрачных слезинок».






9 комментариев:

  1. Спасибо, Галина Ивановна! Предложу своим коллегам! :)

    ОтветитьУдалить
  2. ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ материал!!! Вы умничка, Галина Ивановна!!!

    ОтветитьУдалить
  3. интересный блог. Заходите ко мне на сайт,буду рада.
    http://zigardovna.nethouse.ru/articles/tag/финал+конкурса++%22Фабрика+отличников%22

    ОтветитьУдалить
  4. Готовый дидактический материал - бери и пользуйся! Спасибо!!!

    ОтветитьУдалить